|
ЧТО ТАКОЕ ЦЕРКОВЬ Приходилось ли вам рассматривать картины импрессионистов? Подойдя к холсту Ренуара или Дега, вы увидите множество тончайших цветовых пятен. Искусствоведы добрую сотню лет тщательнейшим образом изучают технику мазка этих великих художников. Однако, не ограничивайте себя сравниванием пятен и мазков, иначе у вас начнет рябить в глазах от этого разноцветного хаоса. Сделайте лишь несколько шагов назад, и перед вами распахнется прекрасная картина, полная удивительного света и воздуха, который начинаешь вдыхать всей грудью. Вы можете ее так и не увидеть, если будете рассматривать лишь мазки. Более того, только видя всю картину целиком, можно понять где же - изначально запечатленный на ней образ, а где - пятна и трещины, оставленные временем. Если у вас стало "рябить в глазах"
от многообразия церквей, деноминаций и учений, следует взглянуть на
всю картину в целом, восстановить первоначальный образ. Тогда и выявится
что же в ней - главное, что - второстепенное, а где просто "рыбу
заворачивали". И за всем наносным откроется прекрасный вид живого
Тела Христова. Все мазки важны для полной картины. И при поиске своего
места в церкви надо начинать не с того, где мне больше нравится, а с
того, что по этому поводу говорит Господь. Надо обратиться к Господу
("Се - раб Твой") и довериться Его воле, даже если Он призывает
именно туда, где меньше всего хотелось бы быть - всякого Иону ждет своя
Ниневия. А "организация" и вовсе полезная штука. Как мог первый секретарь горкома партии иметь дело с Телом Христовым? Гораздо проще иметь дело с организацией. Есть организация - у нее есть своя структура, иерархия. Гораздо проще вызвать на ковер главу организации (скажем, епископа или пресвитера), пригрозить, пообещать что-нибудь. Договорился с ним - договорился с церковью (в смысле - с организацией). Что же говорит о церкви Священное Писание?
После трех лет хождения с учениками, Иисус открывает им цель Своего служения. Как же реагируют ученики? Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. В еврейской культуре, мама - глава семейного хозяйства. Отец является духовным наставником семьи, хозяйственная же ответственность лежит на матери. И вот, подходит мама с двумя великовозрастными сыновьями, явно желая о чем-то попросить. Возмущенный происходящим Матфей называет
ее не иначе, как "мать сыновей Зеведеевых" (то есть Иакова
и Иоанна - От Марка 3:17). Точно так же он определяет ее впоследствии
среди двух других женщин, издали наблюдавших за казнью Иисуса - Марии
Магдалины и Марии Клеоповой, матери Иакова меньшего и Иосии (От Матфея
27:56), в то время, как в том же контексте Марк (скорее всего - самый
младший из евангелистов) уважительно называет ее по имени, Саломия (От
Марка 15:40), а Иоанн, один из тех самых "сыновей Зеведеевых",
не упускает возможность сообщить нам, что она была сестрой Матери Иисуса
(От Иоанна 19:25). Таким образом, Иисус приходился ей племянником, что,
по-видимому, и натолкнуло ее на мысль замолвить словечко за своих нерасторопных
сыновей. Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев: Как же так, мы три года вместе с Учителем ноги топтали, и только дело подходит к раздаче портфелей - чья-то мамаша с черного хода без очереди лезет. Семейственность тут развели! Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. Иисус, по сути дела, говорит: в Моей церкви не должно быть начальников, в ней должны быть только слуги. И чем большее значение кто-то из вас хочет занимать среди моих последователей, тем в большей степени он должен быть слугою всем остальным. Это совсем не соответствует нашему представлению об организации, правда? Но речь здесь и не идет не об организации - по замыслу Спасителя церковь не должна быть таковой, и в ней нет места иной субординации кроме всеобщей подчиненности друг другу и Христу. Тем не менее, спросите любого прохожего: как устроена церковь? Вам скажут, что, в зависимости от типа церкви, во главе ее стоит патриарх, или римский папа, или президент союза церквей. Далее идут кардиналы, митрополиты, суперинтенданты; потом - епископы; потом - пресвитеры; потом - пасторы и священники; потом - диаконы; и, наконец, - прихожане или миряне. Представляете до чего дошло?! Члены Тела Христова называются "миряне". Мол, иерархи или администраторы - это Церковь, прочие же - так, мир, прихожане-ухожане. Откуда происходит такая заорганизованность? Идея копирования церковью государственной бюрократической структуры естественна для человеческой психологии, потому что в миру мы имеем дело только с организациями. Но не этому учил нас Иисус: между вами да не будет так. Как церковь превращается в организацию, она перестает быть церковью. Что же тогда церковь, если не организация? Библия говорит, что Церковь - это Тело Христово, организм, где каждый является особым органом, членом Тела: Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не
надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела,
которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее
благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные
наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том
нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение,
дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг
о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится
ли один член, с ним радуются все члены. И вы - тело Христово, а порознь
- члены (1 Коринфянам 12:12-27). Ключевым понятием, которое Писание использует применительно к отношениям членов в Церкви, является греческое слово "диакония", что значит "служение". Известное нам слово "диакон" буквально означает слуга, официант, прислуживающий при застолье. Это - функциональное обозначение человека, на которого возложена обязанность заботиться обо всех одновременно (например, у древних евреев в группе мужчин равного социального положения такая обязанность обычно возлагалась на младшего по возрасту). Шестая глава книги Деяний апостольских показывает, как церковь, будучи организмом, реагирует на появление той или иной нужды. К сожалению, определенные традиции оказали заметное влияние на перевод Писания, которым мы сегодня пользуемся. Поэтому для лучшего понимания интересующего нас вопроса будут необходимы некоторые комментарии. Преобладающая традиция утверждает, что речь здесь идет об избрании на должность первых диаконов. Между прочим, понятие "диакон" нигде в Писании не употребляется для обозначения должности, это слово всегда обозначает функцию, выполняемую человеком. Но дело даже не в этом. Слово "диакон" вообще ни разу не применяется ни к одному из упомянутых в этой главе людей - Писание постоянно называет их собирательным числительным - "семеро". Но традиция сильна, и впоследствии, когда о Филиппе говорится: "благовестник, один из семерых", Синодальный перевод без тени сомнения добавляет: "один из семи диаконов" (21:8). К тому же нам известно, что из семерых как минимум двое были проповедниками - Стефан (его пророческая проповедь призывала к обращению иерусалимских иудеев) и Филипп (он благовествовал самарянам и эфиопскому вельможе, а также на побережье от Азота до Кесарии). Но, в соответствии с той же самой традицией, проповедь входит в штатные обязанности священника, отнюдь не диакона. Что-то здесь не сходится. Впрочем, употребление в этом контексте ветхозаветного понятия "священник" - тоже дань традиции. Мы же знаем из Писания, что через кровь Иисуса, через Его Жертву всякий, заключивший с Ним завет - священник, соучастник Жертвенника. И Первосвященник у нас Один - Сам Иисус. Но в некоторых деноминациях слово "священник" используется как эквивалент понятия пресвитер, о котором мы поговорим позже. Итак, в шестой главе книги Деяний мы читаем: В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Еллинисты - это иудеи, говорящие на греческом
языке. Придя в Иерусалим из стран, куда в прошлом были переселены их
отцы, они плохо владели языком своих предков. То, что переведено здесь
как "раздаяние потребностей", в греческом обозначено одним
единственным словом, и слово это - "диакония". То есть эти
люди плохо понимали по-еврейски, в результате чего не все служения эффективно
удовлетворяли их нужды. Возник ропот, грозящий опасностью разделения.
(Не то же самое происходит в обществе, когда не учитываются интересы
той или иной языковой группы?) Тон перевода как бы говорит: мы, мол, важным делом занимаемся, как вы дерзнули нас побеспокоить? Неужели нам заниматься подобными глупостями? Но обратите внимание: в оригинале на месте слова "пещись" стоит все та же "диакония". Речь идет не о том, что одно служение более важно, другое менее важно, а что у нас, мол, уже есть служение, за которое мы несем ответственность, и оставить его мы не можем... Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу (греч. - нужда, необходимость, обязанность), а мы постоянно пребудем в молитве и служении (диаконии) слова. Поскольку существуют разные нужды, есть необходимость и в разных служениях. На нас лежит ответственность за ту диаконию, к которой мы призваны, диаконию слова, и мы не можем ее оставить. Но кто будет лучше решать ваши проблемы, чем вы сами? Из своей среды изберите того, кому доверить эту диаконию. И угодно было это предложение всему собранию;
и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа,
и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного
из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии (сии - слово, добавленное
переводчиком), помолившись, возложили на них руки. И слово Божие росло,
и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень
многие покорились вере. (Здесь, безусловно, имеются в виду ветхозаветные
священники иерусалимского Храма; но сама по себе идея злободневна.) Этот прецедент дает нам модель того, как церковь должна реагировать на возникающие проблемы. По мере роста церкви появляется все больше нужд и увеличивается необходимость в различных видах диаконии, взаимного служения. Апостолы в этой ситуации не командуют, не раздают должностей и регалий, а говорят: выберите сами людей из собственной среды, которые будут этим заниматься. Возникает некая нужда - церковь, как организм, естественным образом реагирует на нее. Как осуществляется саморегуляция в биологическом организме? Стало жарко - кожа выделяет пот, охлаждая организм; стало холодно - волосяной покров поднялся, снижая теплоотдачу. Так же происходит и в церкви, где механизмом саморегуляции является взаимное служение всех ее членов. Каждый член церкви несет некую лишь ему присущую функцию, каждый член важен, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения. Когда вся работа в церкви лежит только на пресвитерах, случается, что им приходится постоянно нянчиться с новообращенными, пытающимися протащить через игольное ухо Царства Божьего багаж своих мирских ценностей, который они забыли оставить за дверью, входя Тело Христово; те же, кто давно в церкви, остаются без попечения. В таких церквях проповеди всегда рассчитаны только на новообращенных, а твердая пища не подается. А бывает наоборот, на новообращенных вообще не обращается внимания, и те остаются без молока. Почему такое происходит? Потому что несколько пресвитеров не в состоянии охватить всех своей диаконией. Тут-то и появляется соблазн всех организовать и возглавить - так проще. Перед церковью всегда лежит опасность превратиться в организацию, планирование которой идет от людей. Но церковь, как организм, должна сама себя созидать. Служение в церкви - не должность, а функция. И когда под словом "диакон" подразумевается должность, это результат чуждого Библии влияния извне. Каждому, приходящему в церковь, надлежит найти свое место, включаясь в общую диаконию, в это служение всех всем. Так, принимая на себя конкретные обязанности, мы становимся членами Тела. Естественно, проходит некоторое время,
прежде чем человек найдет свое место в церкви и возьмет на себя ответственность
за какое-то служение. Пока пришедшие в церковь еще не включились в диаконию,
они являются не полноценной частью организма, а лишь потребителями служений,
которые несут члены церкви. Писание называет таких людей "младенцы
во Христе". Младенец рожден, чтобы быть взрослым человеком, но
пока что нужно постоянно заботиться о нем, кормить его, купать, менять
подгузники и т.д. Когда же он научится делать все это, он сможет позаботиться
и о ком-либо другом. Когда мы читаем перечисление служений, выполняемых членами церкви, некоторые из них могут показаться не слишком духовными. Ну что, например, духовного в служении раздавателя (распределителя) или начальника (администратора)? Но Писание говорит, что каждое служение важно, и каждый служит своим даром нуждам всей церкви, всего организма. Всякий, входящий в церковь, призван к диаконии - как мужчины, так и женщины. Например, Павел пишет: Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской (Римлянам 16:1). Можно встретить толкование, что Фива, дескать, "условно" называется диакониссой, а на самом деле она не занимала должности диакона этой церкви, просто была там служанкой. Но в языке Библии нет разных слов для этих понятий: несущий служение и является слугой. Она действительно не занимала диаконскую должность (в церкви нет должностей!), а была служанкой церкви, выполняла определенную диаконию. Одни слуги несут диаконию нужд, другие - диаконию администрирования, третьи - миссионерскую диаконию, и т.д. Апостолы несли диаконию слова. Так они о себе и говорили: пребудем в диаконии слова. По мере врастания в церковь, каждый новый ее член берет на себя определенное служение. Но для этого, говорит Писание, он должен достичь определенного уровня. Об этом мы можем прочитать в 1-м Послании к Тимофею 3:8-13. Там приводятся квалификационные требования к служителю (по сути дела - к любому члену церкви). Не всякий новообращенный соответствует им, скорее всего - всякий не соответствует, но к этому необходимо стремиться, чтобы эффективно включиться в жизнь церкви как организма: Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения. Равно и жены [их] должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем. Говоря о женщинах ("женах"),
русский перевод добавил местоимение "их", но в греческом тексте
его нет, поскольку речь здесь идет не о женах диаконов, а о диаконах-женщинах
(просто традиция предполагает, что диакон - это должность, которую может
занимать только мужчина). Слуги-мужчины имеют свои слабости, слуги-женщины
- свои, и Писание предупреждает нас об этом. Диакон - это всякий член церкви, достигший уровня, кода он берет на себя определенное служение, которое церковь вверяет ему. Тем не менее, среди всех видов диаконии есть одна, за несение которой возлагается особенная ответственность - это диакония слова. Дело в том, что нормальная жизнь церкви особенно зависит от того, как служащие словом передают истину Христову. Это служение выделяется временно, доколе мы все придем в единство веры, и не благодаря заслугам людей, ее несущих, или их особому положению в церкви (они такие же слуги, как и все остальные), но из-за особенного влияния этого служения на жизнь церкви. Писание применяет к тем, кто несет это служение, три особых термина: пресвитер (старейшина), пастор (пастух овец, чабан) и епископ (блюститель). Эти понятия (пресвитер, пастор, епископ) более знакомы нам как обозначение разных уровней церковной иерархии. Но Писание взаимозаменяемо относит эти термины к одним и тем же людям, указывая не на должность, а на разные грани этого служения: несущий его одновременно является и пресвитером, и пастором, и епископом. Пресвитер значит старейшина, старший по возрасту или же лидер. Лидер, в исходном значении слова, это не тот, кто командует, а тот, за кем идут. Лучший способ узнать лидер ты или нет - обернуться и посмотреть: идет ли кто-нибудь за тобой. Лидер без последователей - просто прогуливающийся. Но если за тобой кто-то следует, на тебе лежит особая ответственность, ведь лидер может вести людей за Христом, а может за самим собой. Еще одно определение несущих служение словом - епископ, блюститель. Исходно синонимами этого понятия были слова "обозреватель" или "надзиратель", но оба слова несколько изменили свое значение в русском языке, и сегодня вряд ли кто обрадуется, если его назовут надзирателем. Епископ должен наблюдать за людьми, чтобы вовремя подсказывать, если что-то в их жизни перестает соответствовать образу Христову. Третье понятие, применяемое в Библии к служителям слова - пастырь, что значит просто чабан; тот, кто пасет овец. Кто кормит их и водит через горы к пастбищам. Как было сказано, все три понятия прилагаются к одним и тем же людям и используются взаимозаменяемо. Давайте рассмотрим 1-е Послание Петра 5:1-6, вставляя по ходу чтения комментарии о содержании греческого оригинала. Пастырей (в греческом - пресвитеров,
т.е. старейшин) ваших умоляю я, сопастырь (сопресвитер, такой же старейшина,
как и они) и свидетель страданий Христовых (То есть Апостол. По убеждению
Петра, на апостолах лежала роль свидетельства о Христе - см. Деяния
1:21-22. Свою же роль в церкви Петр определяет как сопресвитер.) и соучастник
в славе, которая должна открыться (т.е. брат во Христе): пасите Божие
стадо, (будьте пастырями, кормите овец) какое у вас, надзирая (буквально
- епископствуя) за ним не принужденно (то есть не по принуждению), но
охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя
над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник,
вы получите неувядающий венец славы. Все в равной степени должны подчиняться друг другу, поскольку иначе мы не можем служить друг другу. Как я могу быть слугой кому-то, если превозношусь над ним? Какой прок от слуги, который начинает командовать и указывать? Если мы хотим быть хорошими слугами, нам необходимо смиряться друг перед другом, вместе смирившись под крепкую руку Божию, и Он вознесет нас в свое время. Так говорит Слово Божье. Когда Павел, заканчивая свое последнее миссионерское путешествие, направлялся в Иерусалим, где его ждал арест и отправка в Рим, то, проезжая мимо Ефеса, в котором он нес служение около двух лет, Апостол не стал заезжать в город, чтобы не терять времени да и не иметь дополнительные скорби в сердце своем, ибо ефесяне были дороги ему. Остановившись неподалеку в небольшом портовом городке Милит, Павел пригласил служителей слова прийти к нему: Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров (старейшин) церкви, и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами … Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями (буквально - епископами), пасти (быть пастырями) Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деяния 20:17-28). Таким образом, в Писании нет традиционной
иерархии: пастор, пресвитер, епископ - это разные грани одного и того
же служения - диаконии слова. Бог возложил на несущих ее особую обязанность,
и потому требования к ним несколько отличаются от требований к исполняющим
иную диаконию: Практически все требования, предъявляемые к пресвитеру, те же, что и к несущему любую другую диаконию. Главное принципиальное отличие - этот человек должен быть учителен: должен любить учиться и уметь учить. Не всякая диакония требует этого навыка, но для диаконии слова это принципиально. Второе отличие, скорее, является инструкцией для церкви, избирающей епископа. Иной служитель может быть и недавно уверовавшим, если испытан и уже проявил себя; но пресвитер (епископ, пастор) не может быть из новообращенных. На него возлагается большая духовная ответственность, а где большая ответственность, там и большие искушения. И сказано, что это ограничение служит для его же блага, чтобы он не попал в сеть дьявольскую. Почему из всех диаконий Бог выделяет эту особо? Потому что именно через нее Он совершенствует всех верующих на исполнение их диаконии, созидая таким образом все Тело. И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых на дело служения (диаконии), для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви (Ефессянам 4:11-16). Каким образом созидается Тело Христово? Оно созидает само себя в любви, получает приращение посредством всяких взаимно скрепляющих связей при действии в свою меру каждого члена, и диакония является механизмом, через который это осуществляется. Те, кто поставлен на служение слова, несут служение развития служителей. Руководит же всем процессом, являясь Главой всего Тела, Сам Христос. Только Он Один выполняет в Церкви главенствующую роль. Обратите внимание на еще один очень интересный
момент - в Писании мы никогда не встречаем церковь, в которой был бы
единственный пресвитер, или пастор, или епископ. Пройдя по церквям Галатии,
Павел и Варнава на обратном пути рукоположили пресвитеров в каждой церкви
(Деяния 14:23). В каждой церкви - по несколько человек. Прибыв в Иерусалим,
они были приняты церковью, Апостолами и пресвитерами (Деяния 15:4).
Когда Павел встречается со служителями Ефеса, он призвал пресвитеров
церкви (Деяния 20:17) - не одного, а всех вместе. Позже Павел пишет
Тимофею: обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или
трех свидетелях (1 Тимофею 5:19), из чего можно заключить, что в ефесской
церкви кроме Тимофея есть и другие пресвитера. А Иаков рекомендует:
болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров (Иакова 5:14). Всегда
это - группа, несколько людей. Почему? Всякий человек ограничен. Ограничены
его знания, возможности, дары, предел смирения и послушания. Господь
же говорит: где двое или трое собрались во имя Мое, там Я посреди них. Куда проще было бы просто назначить кого-нибудь на должность пастора. Но мы-то знаем, что пастырь - это не должность. Это - тот за кем идут овцы; он зовет их по имени, и они знают его голос. В библейские времена читатели ясно понимали, что это значит. В холодное время года несколько отар овец собирали в одно большое тырло, где овцы, прижимаясь друг к другу, сохраняли тепло в течение всей ночи (потому-то в Рождественскую ночь пастухи оказались вместе). Утром каждый чабан становился чуть поодаль и звал своих овец. Ему не нужно было выискивать их в общей пушистой массе, овцы сами шли за своим пастырем. То же требуется и от пастырей церкви. Пастор - это тот, кто ведет за собой, а не тот, кто ругает, понукает и наказывает. Иоанн Златоуст заметил по этому поводу, что пресвитеры должны быть чабанами, за которыми следуют овцы, а не свинопасами, погоняющими стадо пинками. Пусть наше руководство церковью кому-то кажется нетрадиционным, мы верим что именно следование библейской модели позволяет нам зачастую избегать многих проблем, с которыми сталкиваются иные церкви. Это не значит, что у нас нет проблем. Проблемы будут всегда (Иакова 1:2), и если у вас их нет, вы чего-то не замечаете. Но самая приятная причина возникновения проблем - та, что была в Иерусалимской церкви: умножение учеников. Церковь растет, появляются новые нужды, которых раньше не было. Наша задача - слушать волю Бога и искать пути удовлетворения этих нужд для самосозидания церкви в любви под Божьим водительством. Из того же обращения Павла к ефесским
пресвитерам мы знаем об ответственности, возложенной на блюстителей
Церкви: Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил
вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел
Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам
лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые
будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою (Деяния 20:28-30). На пресвитерах лежат две очень важные обязанности. Первая обязанность чабана - пасти стадо, то есть кормить его. В свое время Давид, пастух, ставший царем, написал прекрасный псалом №22, Господь - пастырь мой!, в котором говорится: Он покоит меня на злачных пажитях. Когда овца будет покоиться на пастбище, а не носиться в поисках пучка травы? Когда знает, что еды вдоволь, и недостатка не предвидится. Обязанность, лежащая на пастырях церкви - постоянно подавать Божье Слово в пищу Божьему стаду. Это - единственная здоровая пища, необходимая овцам. Пищу можно приправлять сведениями о политике, о культуре, о спорте, но накормить приправами невозможно. Мир же хочет, чтобы мы жадно поглощали приправы поострей, и не обращались к единственному источнику пищи, способному насытить. И тогда, при кажущемся изобилии, наступает духовный голод. Помните, Павел пишет в Коринф членам церкви, пышущим внешним здоровьем и объедающимся мирскими наслаждениями: многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Коринфянам 11:30). Человек может быть здоровым физически и одновременно умирать духовно, впасть в духовную кому, быть духовным дистрофиком или инвалидом. Чтобы этого избежать, пастыри должны покоить стадо на злачных пажитях Слова Божьего. Вторая обязанность, лежащая на пастыре - защищать овец. Когда Давид еще был пастушком, ему приходилось вступать в единоборство со львом и с медведем, защищая стадо. И Павел предупреждает: по отшествии моем, придут к вам злые волки, не жалеющие стада. Кто эти волки? Лжеучителя, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Лжеучитель - это не просто тот, кто не совсем точно преподает учение (как, например Аполлос в Ефесе - Деяния 18:25), но тот, кто ведет стадо не за Христом, а за собой, и для этого вместо здоровой пищи Слова Божия кормит стадо либо собственными идеями, либо новомодными теориями, либо бессмысленными традициями. Учитель в церкви - человек, идущий за Христом. Ученики, видя что он идет в правильном направлении, следуют за ним. Павел пишет: подражайте мне, как я Христу (1 Коринфянам 4:16). Лжеучитель же - тот, который рвется вперед лишь затем, чтобы за ним шли. Ко Христу он идет или нет - его не волнует. Главное, чтоб быть впереди. Не удивительно, что лжеучителя всегда создают разделения, а это еще большая опасность, угрожающая стаду. Разделения также возникают, когда ученики начинают сравнивать себя друг с другом, свою церковь с другой церковью. Появляется нездоровый дух конкуренции, когда мы делаем что-то не по Божьему научению, но чтобы показать, что "мы не хуже". В духе соревнования (взаимной ревности) глаз начинает говорить, что он важнее, чем ухо; рука, что она важнее, чем нога, и т.п. Как правило, разделения в церквях возникают не по принципиальным вопросам, а по мелочам, но последствия разделений всегда трагичны. На служителях слова лежит ответственность защищать стадо от лжеучителей, приучая его к здоровой пище Божьего слова; хранить церковь от разделений, постоянно напоминая, что все мы - части единого организма, Тела Христова; следить за соблюдением испытанного принципа: "Единство в главном, свобода во второстепенном, любовь во всем". Но чтобы иметь возможность защищать стадо, служители стада должны и сами быть должным образом защищены. Поэтому Писание предоставляет им особый статус защиты. Опять же, это не субординация, а признание в них наиболее уязвимого места Церкви. Ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы (Марк 14:27). Одним из элементов такой защиты является ограждение пастыря от слухов, сплетен и ложных обвинений. Ничто так не разрушает церковь, как слухи и сплетни. Но наиболее опасно, когда слухи или сплетни касаются тех, кто кормит церковь. Писание учит: обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях (1 Тимофею 5:19). Потому что на нем лежит особая ответственность, и от ложных слухов и сплетен о нем пострадает вся церковь. И здесь имеются в виду не свидетели того факта, что ты принял от кого-то обвинение, а свидетели того, в чем обвиняют пресвитера. Если же слов доносчика никто подтвердить не может - гони его. На церковь Писание также возлагает обязанность
содержания пресвитеров. Не пресвитер обязан требовать от церкви средств
на жизнь - это ответственность церкви материально поддерживать их: Достойно
начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь (буквально
- двойное вознаграждение), особенно тем, которые трудятся в слове и
учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и:
трудящийся достоин награды своей (1 Тимофею 5:17-18). Но послушайте, что пишет Павел: Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову (1 Коринфянам 9:7-12). Павел добровольно принял решение не пользоваться в Коринфской церкви своими правами на вознаграждение, поскольку это могло послужить преградой благовестию. С подобной ситуацией мы сталкиваемся и в книге Деяний, когда Павел прощается с пресвитерами Ефеса: Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: `блаженнее давать, нежели принимать' (Деяния 20:32-35). Точно так же первые годы существования
нашей церкви, пока у нас не было своего здания и не было нужды в каждодневном
служении, никто из служителей не находился на содержании церкви, все
служения были безвозмездными - мы сами так постановили. Но когда появилось
здание, когда увеличилось число нужд, и возникла такая необходимость,
Господь послал нам брата, взявшегося нести повседневное пресвитерское
служение, не отвлекаясь для другой работы. И прямая обязанность церковь
побеспокоиться о содержании его и его семьи. Мне рассказывали такую историю. Один
мальчик в результате несчастного случая остался без руки и очень тяжело
переживал потерю. Когда, выйдя из больницы, он вновь пришел на занятия
Воскресной школы, молодая учительница делала все возможное, чтобы не
акцентировать внимание на его проблеме. Она тщательно продумывала урок,
стараясь избежать заданий, с которыми другие дети справились бы, а он
нет. Дети чувствовали напряженность со стороны учительницы и были как
никогда послушны. И вот, урок подошел к концу. Казалось, все прошло
удачно, и она уже готова была вздохнуть с облегчением, когда дети по
привычке встали, чтобы сделать ставшее традиционным прощальное упражнение-растяжку,
сопровождаемое стишком: "Это - церковь (сложить руки домиком);
это - купол (сжать пальцы в замок); двери отвори, всех людей впусти
(вывернуть руки ладонями вперед и, потянувшись, расцепить замок и развести
руки в стороны)". И тут настала гробовая тишина: все поняли, что
поставили и мальчика, и учительницу в безвыходное положение. Тянуть
паузу было невозможно - мальчик был готов вот-вот зареветь. А вслед
за ним - и учительница. Ситуацию спасла соседка по парте. Повернувшись
к мальчику, она сказала: "Вот тебе моя рука! Давай, будем делать
церковь вместе?!". |
Copyright 2003.