|
ЧТО ТАКОЕ КРЕЩЕНИЕ Итак, христианство - это ни посещение церкви, ни выполнение каких-либо ритуалов, ни соблюдение тех или иных традиций, и даже не принадлежность к определенной религиозной группе. Христианство - это следование за Христом, личные отношения между Ним и мной. И христианином является не тот, кто делает что-то внешне заметное, а тот, кто имеет с Ним эти взаимоотношения. В любой общине, в любой церкви, в любой деноминации, дети нашего Небесного Отца - наши братья и сестры. К тому же мы убедились, что единственный надежный источник, из которого мы можем достоверно знать о Христе, и по которому можем поверять другие знания, получаемые нами через предания Церкви, здравый смысл, непосредственное озарение, или каким-либо путем - это Священное Писание. Христос, воплощенное Слово Божье, отображен в записанном Слове Божьем - Библии. Мы стремимся не искать истину в каких-либо традициях или следовать человеческим мнениям, потому, что человеческое знание ограничено, и человек может заблуждаться. Мы следуем Слову Божьему, Библии. Писание - единственный канонический авторитет для нас, канон. А канон в этом каноне - сам Христос. Мы также говорили, что человеку, узнавшему о возможности спасения во Христе, необходимо отказаться от своей прежней жизни - жизни без Бога. Ему надлежит признать, что его пораженная воля побуждает его действовать по собственному желанию и мешает ему быть с Богом. Библия называет это грехом и повелевает покаяться, то есть принять твердое решение вручить свою волю в Божье попечение на основании жертвы Христа. Принятие такого решения Библия называет обращением - коренным разворотом мировоззрения. Теперь у нас есть отправные пункты, необходимые, чтобы задать принципиальный вопрос: что нам делать? Писание говорит: "Вера от слышания, а слышание от слова Божия" (К Римлянам 10:17). Мы понимаем, что Библия - наш путеводитель следования за Христом. Мы знаем, что главная тема, идущая красной нитью через все Писание - грешное человечество получило спасение по благодати Божьей через веру в Иисуса Христа. Но трудность в том, что в наши дни вера - понятие растяжимое, и чем дальше, тем больше и больше его растягивают, и зачастую уже не понятно, о чем идет речь. Поэтому необходимо различать ту веру, о которой говорит Писание и обыденное понимание этого слова. Со многим в этой жизни мы знакомы понаслышке. Мы можем почитать Библию или о Библии, услышать пару проповедей, и, приняв все это к сведению, считать себя верующим человеком. Но если на этом наше познание воли Божьей остановилось, если в Его слове мы не услышали Божьего зова к себе лично, это не та вера, о которой говорит Писание, а так - осведомленность или, хуже того, суеверие. Слушать недостаточно - необходимо слышать. Когда я начинаю прислушиваться к авторитету Божьего слова, начинаю признавать истинность услышанного, у меня появляется вера на уровне убежденности. Убеждения - уже не просто осведомленность, а твердая уверенность в чем-то, и большинство из нас, как правило, понимает под спасительной верой именно это. Но вот что говорит о такой вере Библия: "ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут" (Иакова 2:19). Бесы знают, что Бог есть, наверняка. Они абсолютно убеждены в этом и до сих пор содрогаются, вспоминая, как, подобно молнии, были скинуты вместе с Сатаной с неба на землю. Они знают силу и славу Божью и трепещут перед ней. Но меняет ли это их жизнь? Никоим образом! Настоящая вера начинается тогда, когда мы не просто слушаем и слышим, но и слушаемся. Мы понимаем, что нам необходимо изменить свою жизнь, и перед нами встает этот самый вопрос: что нам делать? Ведь слушаться - значит следовать воле Того, Кто дает нам истину. Не даром именно этот вопрос возник у тех, кто впервые услышал апостольскую проповедь: "Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа" (Деяния 2:37, 38). Услышав проповедь Петра, они убедились, что он прав, и "умилились сердцем" (правильнее было бы перевести: содрогнулось их сердце). И совершенно естественным образом встает вопрос: что нам делать? Как же нам теперь жить? Как нам восстановить отношения с Богом, как следовать Его воле? Ответ Петра содержит два повеления: первое - покайтесь; и второе - да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа. В своем ответе Петр следует заповеди, оставленной Господом в Его последней беседе с учениками: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (От Матфея 28:19). Иисус повелел не "расскажите об этом всем народам", а "научите", сделайте все народы Моими учениками". Они должны не просто быть наслышаны - с этим у нас в народе все в порядке, и давно уже создан некий около-христианский фон, в который под Рождество включаются елка, Дед Мороз и подарки; а под Пасху - куличи и крашенные яйца, хотя ничего общего с Библией это не имеет, и осведомленность практически повсеместно переросла в суеверие. Иисус говорит: "научите", то есть убедите их в истинности и важности Благой Вести. И вытекающее из этого повеление - "крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа". Писание говорит, что крещение - это самые начатки, азбука учения Христова, то, без чего вы не сможете читать Его учебник. Научившись же читать нет нужды снова возвращаться к азам: "Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном" (К Евреям 6:1,2). Но, как это ни печально, этот азбучный вопрос - причина постоянных споров и разделений между братьями: что значит креститься? как креститься? где креститься? Что для этого нужно? Мы претыкаемся, еще не ступив на этот путь. И сатана использует это, чтобы Тело Христово не росло и развивалось, а дробилось и разделялось. Давайте же попробуем разобраться, что говорит о крещении Писание - единственный источник, из которого мы можем что-либо знать наверняка. Однако всякого, желающего узнать что-либо конкретное о технической стороне крещения непосредственно из Писания, постигнет разочарование. Библия об этом практически ничего не говорит. Важность значения этого акта подчеркивается постоянно, но никаких объяснений о том, как совершать его не дается. Почему? Представьте такую ситуацию: мать написала в письме сыну-миссионеру в Африку - не забывай хорошо завязывать шнурки ботинок, это крайне важно, чтобы не упасть. Самолет с почтой терпит аварию, и письмо попадает бушменам, никогда в жизни не видевшим обуви. Прочитав письмо и проникшись важностью вопроса, они справедливо возмутятся: почему здесь не разъясняется что такое шнурки и что такое ботинки; что такое завязывать, и как это - завязывать хорошо? Но никаких прямых разъяснений в тексте письма не дается, потому что значения употребляемых слов были прекрасно знакомы как писавшему, так и адресату. Так же обстоит дело и с крещением: на заре христианства значение этого понятия было абсолютно ясно людям того времени, и объяснений не требовалось. Нам же, чтобы определить его значение, приходится рассматривать этимологию (происхождение) и семантику (значение) употребляемых в Писании слов; изучать культурный фон; рассматривать косвенные сведения о крещении в Библии. Что касается лингвистического анализа, нам зачастую мешает уловить изначальное значение этого понятия само русское слово "крещение", скорее являющееся его интерпретацией или применением, чем непосредственным эквивалентом. Мы относимся к народу, получившему Благую Весть почти 1000 лет спустя после начала ее распространения. Мы получили ее на языке, специально созданном иностранными миссионерами для этой цели. И там, где в протославянском языке не находилось соответствующего понятия, они либо использовали соответствующее иностранное слово (ангел, Христос, евхаристия, апостол, пресвитер и проч.), либо создавались ранее не существовавшие слова, одним из которых и является "крещение". Оно этимологически связано со Христом и с Крестом, и мы уже не видим в нем другого смысла, кроме как посвящение себя Христу или, как минимум, приобщение к группе людей, называемых христианами. Отрыв от изначального смыслового значения зачастую превращает крещение в некий обряд инициации. Но ничего подобного не вкладывалось в это слово изначально. Его смысл нигде не разъясняется - первые слушатели прекрасно понимали, о чем идет речь. Что же это слово значило для них? В оригинальных текстах Священного Писания крещение обозначается греческим словом баптизо: окунать обмакивать, погружать. Но тут же стоит оговориться, что в греческом языке есть и другое слово, однокоренное с ним и имеющее такое же значение - бапто. Оно тоже встречается в Библии, например, когда Иисус на вечере с учениками обмакнул (бапто) хлеб в соус. В чем же разница между этими двумя словами? Разница столь же велика, как, скажем, между теми же русскими словами слушать и слушаться. Вроде бы, слова похожи и значения их похожи, но смысл совершенно другой. Чтобы яснее понять разницу, можно обратиться к другим литературным источникам того же периода времени. Так, в трудах греческого поэта и врачевателя
II в. до Р.Х. Никандера, мы находим рецепт изготовления маринованных
огурцов, в котором используются оба глагола: сначала вы бапто огурец
в кипяток, а затем баптизо его в раствор уксуса. Вроде бы, и то, и другое
означает окунуть, но второе действие, в отличие от первого, подразумевает
качественное изменение: огурец не просто погрузился в жидкость, но в
результате этого произошло изменение его свойств. В античной литературе
можно также найти описание технологии крашения тканей. Когда мы окунаем
ткань в воду, применяется глагол бапто, когда же в краситель - баптизо,
потому что происходит изменение ее свойств. Итак, уже из самого слова баптизо люди
понимали, о чем идет речь. Кроме того, они были знакомы с нормальной
для своего времени практикой крещения. Крещение не было изобретено с
приходом Иоанна Крестителя - задолго до этого оно уже существовало,
как обряд ритуального омовения. И особое значение этот обряд начинает
принимать в последние столетие перед Рождеством Христовым, когда начинают
последовательно исполняться пророчества о близком пришествии Мессии,
и в Израиле возрождается стремление к праведности: израильтяне хотели
быть готовыми к приходу Христа. Вторым способом достижения праведности был уход из мира. Искатели праведности, желавшие укрыться от мирских искушений, стали уходить в пустынные места. Так возникло движение ессеев. Ессеи жили уединенными общинами, проводя время в молитве, пении гимнов, изучении и переписывании Писания. Ритуальное очищение полным погружением в воду практиковалось ими как минимум раз в день. Те же из них, кто переписывал Писание, всякий раз, дойдя до упоминания в нем Бога, совершал обряд очищения и брал новое стило (палочку для письма), которое, закончив выводить три буквы Священного Имени, тут же ломал. Археологи нашли сохранившиеся баптистерии (бассейны для крещения) при раскопках поселений ессеев. То ли под влиянием ессеев, то ли параллельно с ними, но крещение стало практиковаться и при Иерусалимском Храме - практически все паломники должны были пройти этот обряд прежде, чем войти в храмовые дворы. Для этой цели большие баптистерии были оборудованы перед воротами храма. Скорее всего, именно в них крестились три тысячи, принявшие Благую Весть в день Пятидесятницы. Таким образом, участникам новозаветных событий понятие крещения было ясно и знакомо. И тут появляется Иоанн и выдвигает совершенно революционную идею (потому-то он и получил прозвище Креститель). Он учит, что внешнее омовение не очищает нас от духовной скверны, если не включает очищения внутреннего - покаяния и оставления грехов. С этого момента крещение уже не просто омытие, но обещание Богу доброй совести, отказ от своих грехов и просьба об их прощении. Но, сколь радикальной бы ни казалась эта идея, Иоанн провозглашал, что преподаваемое им крещение - лишь подготовка. Истинное крещение будет преподано Христом: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым (От Луки 3:16-17). В наши дни можно услышать такое толкование
этих слов: необходимо, мол, креститься сначала водою, потом Духом Святым,
потом - еще и огнем. Но обратите внимание на слова Иоанна: огнем будут
сожжены те, кто не стал Божьим урожаем. Последовавших за Христом Он
Сам крестит (омывает) Духом Святым, а отвергающих Его повергает в неугасимый
огонь. Кто не будет крещен Духом Святым, тот будет крещен огнем, то
есть пойдет в погибель вечную. Упаси нас от этого Господь! В этом таинстве присутствуют пять важных элементов, в которых человек и Бог действуют совместно. Они-то и отличают крещение от простого окунания. 1. В крещении мы отождествляем себя с жертвою Христа, Его смертью и воскресением. Соответственно мы получаем от Бога обновленную жизнь. Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения (К Римлянам 6:3-5). Интересно заметить, что в этом одновременном действии Бога и человека человек как бы тоже становится трансцендентным - выходит за пределы времени, проникает в вечность. В этом действии одновременно присутствует и настоящее, и прошлое, и будущее. Мы отождествляемся с предвечным Сыном Божьим Христом в прошлом, где Он - Агнец Божий; мы отождествляемся с Ним в нашей обновленной жизни сейчас, где Он - Спаситель Мира; мы отождествляемся с Ним подобием воскресения в будущем, где Он - Царь царствующих и Господь господствующих. Либералы видят в крещении не более, чем символику: мы входим в воду - это символ погребения с Иисусом, мы вышли из воды - это символ воскресения. На этом символика обычно заканчивается. Правда, я слыхал и продолжение этой аналогии: после крещения мы надеваем сухую одежду - это символ того, что мы облекаемся во Христа. Но ограничивается ли символикой значение крещения? Если бы так, мы могли бы поставить посреди церкви пустой гроб. Человек, скажем, приходит в церковь, ложится в гроб, его заколачивают - он отождествляется со смертью. После этого гроб открывают, он встает - отождествляется с воскресением. Смею уверить вас - человек испытал бы при этом незабываемые переживания. И символика - самая подходящая. Но это был бы нами самими придуманный обряд. Следуем ли мы за Христом, когда ходим собственными путями? Нет! Господь указал нам путь обновления жизни, и кто мы, чтобы "улучшать" пути Божьи? 2. Библия также учит, что крещением мы отождествляем себя с жизнью Христа и через это получаем от Бога усыновление. Мы отождествляем себя с Сыном Божьим, и Бог признает это отождествление! Мы становимся братьями Христу! В это трудно поверить, но именно так говорит Слово Божье: Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями (К Римлянам 8:29). И, став братьями Сыну, мы становимся детьми Отцу - детьми Божьими. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (К Галатам 3:26-27). Мы облеклись во Христа, и уже в этой жизни мы отождествляем свою жизнь с его жизнью. 3. В крещении мы отождествляем себя с Телом Христовым - с Церковью, и Бог наполняет нас Духом Святым. Дух Святой излился на Церковь в день Пятидесятницы, и, становясь в крещении частью Церкви, мы также вступаем во владение этим даром. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом (1-е Коринфянам 12:13). 4. Через наше видимое крещение Бог невидимо дает нам прощение грехов: …покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа (Деяния 2:38). В этой связи интересно обратить внимание на историю обращения Савла (будущего апостола Павла). Еще на дороге в Дамаск он исповедал Иисуса Господом, и три дня после этого постился и возносил покаянные молитвы, но только в день крещения его грехи были омыты (Деяния 22:16) и он исполнился Святого Духа (Деяния 9:17-18). 5. Крещение по вере является залогом нашего спасения: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (От Марка 16:16). Неверие - путь к осуждению. Всякий, кто не верует, уже осужден; но если мы хотим быть уверенными в своем спасении, мы должны и веровать, и креститься. Потому что речь здесь идет не о суеверной осведомленности (вере-слушании), и даже не о твердой убежденности (вере-слышании), но о вере-послушании. Крещение - самое первое, и простейшее, чего от нас ожидает Бог. И если мы даже этого элементарного не исполняем, о каком послушании идет речь? Потому-то в крещении мы получаем залог нашего спасения: Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши (2-е Коринфянам 1:21-22). Это - пять важных характеристик крещения, о которых говорит Писание. А теперь давайте рассмотрим довольно типичную ситуацию. Человек приходит к гадалке (знахарю, экстрасенсу, и т.п.), а та его и спрашивает: а крещён ли ты? Нет? Пойди, покрестись, тогда приходи. Человек бежит в церковь, его там окунают или поливают водой, он прибегает обратно. Скажите, пожалуйста: какие из этих пяти признаков, отличающих крещение от бессмысленного обряда, имели место? Ни единого! Человек этот полагается на Иисуса или на гадалку? Он полагается на гадалку. Слушается ли он Бога, категорически осуждающего всякую оккультную практику (Не должен находиться у тебя … прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это - Второзаконие 18:10-12; Ворожеи не оставляй в живых - Исход 22:18). Нет, он слушается гадалку. Он лишь осведомлен о существовании крещения, движим суеверием. Когда же человек принимает крещение из суеверия, происходят поразительные вещи. Во-первых, гадалка зарабатывает себе
духовный авторитет. Авторитетность Библии общеизвестна, и, якобы, ссылаясь
в своей практике на Писание, ворожея крадет, присваивает себе часть
этого авторитета. Человек потом расскажет своим друзьям какую "принципиальность"
проявила гадалка, отказавшись обслужить некрещеного, и если кто-то из
них интересуется духовными вопросами, он уже пойдет не в церковь ("там
одни лицемеры"), а к ней. Третье. Человек этот получил прививку, выработал устойчивый иммунитет против Слова Божьего. Попробуйте теперь поделиться с ним Благой Вестью. Он скажет: "Ребята, вы что пристали ко мне? Я уже крещен!" Именно так Сатана действует в жизни человека, заставляя его совершить некий обряд, называемый крещением, и при этом полностью защитить его от Благодати Божьей, чтобы он уже никогда ее не познал, подменив веру суеверием. Спасительным же является не сам обряд крещения, или магические свойства воды, а благодать Божья. Она дается на основании завета, который человек по собственной воле заключает с Богом. Он принимает условия завета, выдвигаемые Богом, и Бог изливает благословения, уготовленные каждому вступающему в этот завет через жертву Христову. Потому-то крещение (не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести) спасает воскресением Иисуса Христа (1-е Петра 3:21). Не вода или обряд спасают нас, а воскресение Иисуса Христа, к которому мы причащаемся в этом таинстве. Если же мы говорим: "Мы верим в
Бога, но зачем совершать этот устаревший обряд и принародно окунаться
в воду?", мы впадаем в духовный блуд. Мы хотим получать благословения
от завета с Богом, но при этом не брать на себя никакой ответственности.
Крещение - это шаг веры, шаг послушания. 1. Крещение - проявление личного исповедания. Этим актом мы исповедуем, что Иисус - наш Господь, и мы следуем Его воле. Может, нам не хочется лезть в воду: она такая мокрая и холодная, да и люди смотрят… Но я знаю: Слово Божье говорит, что мне надлежит это сделать, и я совершаю этот шаг веры, шаг послушания, шаг исповедания. Писание никогда не говорит о покаянии, как таковом, об исповедании как таковом, о крещении как таковом - оно не разделяет этих понятий и говорит о них как о едином комплексе завета между Богом и человеком в вере/покаянии/крещении/исповедании. Более того, в Писании эти слова используются взаимозаменяемо. Если говорится, что некто уверовал, это подразумевает, что он крестился и, наоборот, если крестился, значит, уверовал (ср. Деяния 2:38; 3:19; 16:15, 33, 34; 18:8). Все это означает, что человек обратился, уверовал, принял крещение. Это - единый комплекс изменения жизни человека. Встает вопрос: а если человек не обратился, может ли он принять крещение? Будет ли это крещением? В частности - является ли крещением крещение новорожденных младенцев или маленьких детей, которые не в состоянии ни покаяться, ни обратиться от греха, ни сформулировать своих убеждений? Нет, просто мы окунули их в воду на радость окружающим. Конечно, такое действие тоже может нести духовный смысл, когда родители берут на себя ответственность воспитывать этого ребенка в христианском духе, но зачастую и этого нет. Это просто обряд, народная традиция, подвергавшаяся сомнению практически всеми ранними отцами Церкви. Практика крещения младенцев основана
на двух суевериях, не имеющих ничего общего с Библией. Второе небиблейское основание крещения
младенцев - суеверное представление, что сам обряд крещения имеет некую
магическую силу. Мол, чтобы ребенок не болел, пойди покрести его. Есть и люди, достигшие возраста юридической ответственности, но в силу психических или физических недугов остаются невменяемыми - закон не вменяет их неправильные поступки и им. Когда же ребенок вырастает и начинает осознавать свою ответственность, наша задача помочь ему осознать свою греховность и вверить свою жизнь Тому, Кто избавляет от рабства греха, Кто может дать ему очищение от этой греховности, дать ему жизнь вечную. Принимая во внимание сказанное выше,
мы в своей церкви не практикуем и не рекомендуем крещение младенцев.
Это не значит, что мы отвергаем крещенных в детстве последователей Христа
- никто не может судить кто Христов, а кто нет, кроме Самого Господа.
Тем не менее, мы должны постоянно изучать Слово Божье, и перед каждым,
кто крещен в детстве, рано или поздно встает вопрос: а было ли это моим
крещением, моим личным решением, заключением моего собственного завета
с Господом? Начальник тюрьмы, вероятно, человек в годах, дети у него, скорее всего, уже взрослые; но эти рассуждения так же беспочвенны, как и заявления тех, кто пытается усмотреть в этом тексте крещение младенцев. Ясно же одно - Библия нигде не говорит о крещении без веры, без покаяния, без исповедания, это - взаимозаменяемые термины. В другом месте в аналогичной ситуации конкретно говорится: Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим, и многие из Коринфян, слушая, уверовали и крестились (Деяния 18:8). Каждому надлежит принять собственное решение вступить в завет с Богом. Я не могу принять это решение за своего ребенка. Самый счастливый день в моей жизни был, когда моя старшая дочь сказала: "Папа, я хочу заключить завет с Иисусом". Я надеюсь, что наступит такой день, когда моя младшая дочь скажет то же самое. Я буду прилагать все усилия, чтобы подготовить ее к этому. Но, при всем моем горячем желании, я не могу принять это решение за нее. Мы не можем принимать решение за своих детей, делая их внуками Господу. У Бога нет внуков, у Бога есть только дети. А стать дитем Божьим можно, лишь отождествив себя с жертвой Иисуса. 2. Вера и исповедание Христа Господом - единственное условие для крещения. Никаких курсов катехизации, никаких испытательных сроков, никаких финансовых взносов не предшествует крещению в Библии. Если я собираюсь переплыть океан на яхте, я должен освоить навигацию, разбираться в такелаже, знать ходовую часть и требования техники безопасности, уметь готовить еду, и т.п. Но если я тону, а ко мне подплывает яхта, и вместо того, чтобы вытащить меня из воды, мне начинают читать лекцию - поможет ли мне это? Мне в первую очередь необходимо спасение, а потом, когда я уже буду на яхте, я смогу изучать основы навигации, чтобы не сбиться с курса. Вести доктринальные беседы с человеком погибающим, не имеющим спасения, бесполезно, ибо, как говорит Писание, о сем надо судить духовно. Он же еще духовно не возрожден, а мы удерживаем его от заключения завета и получения Святого Духа. Во всех случаях, о которых мы читаем
в Библии, крещение происходит прямо там же и тогда же, где и когда происходит
обращение: Но, когда поверили Филиппу, благовествующему
о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и
женщины (Деяния 8:12). Когда поверили - тогда и крестились. Все, что необходимо для крещения в соответствии с Писанием - покаяться и призвать имя Господа Иисуса. Все прочее - человеческие измышления. 3. Библейская практика - крещение погружением. Библейский текст не подразумевает ни поливания воды на голову, ни кропления - только погружение. В Библии не дается об этом явных указаний, но те, кто слышал апостольскую проповедь, понимали, о чем идет речь. Все были знакомы с традиционной древнееврейской практикой очистительного погружения, об этом же говорила этимология и семантика самого слова баптизо - окунать. Кроме того, Библейские тексты косвенно указывают на погружение: и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои (От Матфея 3:6); И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои (От Марка 1:5). Обратите внимание: не "у реки", не "водой из реки", а "в реке". …Пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него (От Марка 1:9,10); И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его (Деяния 8:38). С тем, что крещение погружением является
нормативной Библейской практикой, согласны все. Но тут же начинаются
дискуссии: как же быть, если воды нет - в пустыне, например. Но не в
пустыне же мы находимся! Речь идет о тебе лично, здесь и сейчас. Конечно,
случаются форс-мажорные обстоятельства. Тогда - Господь усмотрит. Например,
академик Алешин, арестованный в 1999 году через неделю после своего
обращения, провел шесть месяцев в следственном изоляторе и, несмотря
на допросы, запреты и пытки, проповедовал заключенным Благую Весть,
крестив за время своего заключения более сорока человек в переполненной
камере, где вода подавалась в кран лишь два часа в сутки. Новообращенный
вставал посредине камеры, исповедовал Иисуса, братья выливали ему на
голову пригоршню воды. Это был единственный доступный там способ крещения.
Но это - исключение, а исключение не должно быть оправданием для отклонения
от библейской нормы. Я долго упирался, и в итоге убедил всех в своей правоте. Когда же споры утихли, Господь открыл мне истину через Писание: Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень (Деяния 18:24-26). Акила и Прискилла не стали спорить с Аполлосом, утверждая: "Ты не знаешь Господа, потому что неправильно крещен". Они просто пригласили его к себе домой и точнее объяснили путь Господень, и он стал правильнее следовать Слову Божьему, что, собственно, и является нашей целью. В чем заключается послушание? Знаешь,
как правильно - делаешь, как правильно. Если же знаешь, как правильно,
но ищешь оправдания, чтобы делать неправильно, это уже не послушание.
В этом случае мы больше полагаемся на собственные рассуждения, чем на
Волю Божью. Кто хочет делать правильно, ищет для этого возможность;
кто не хочет делать правильно, ищет для этого оправдание. По Божьему провидению нам с женой встретились наши Акила и Прискилла, которые тоже пригласили нас к себе домой, и, за чашкой чая рассуждая над Словом Божьим, точнее объяснили путь Господень. Нам открылось, что речь не идет о "перекрещивании" (кто кроме нас может знать правду о наших отношениях со Христом), а о необходимости исполнить всякую правду. То правильное, что уже было сделано, необходимо было исполнить, то есть довести до полноты. Потому что если имеется возможность сделать в полном соответствием со Словом Божьим, нужно ею воспользоваться. Все, что для этого необходимо - наше желание поступить по Воле Божьей. И мы вместе с этими людьми выехали на водохранилище, и они крестили нас погружением. Для меня это было исполнением Воли Божьей, доведением сделанного ранее до полноты; для жены это стало заключением личного завета с Богом по ее собственному решению. Так надлежало нам исполнить всякую правду, и Господь тут же ответил обильнейшими благословениями. Нам были даны от Него удивительные знамения, и мы поняли, что наше желание поступить по Его Воле, было одобрено. Однако я призываю исполнять крещение в соответствии с Писанием не потому, что это полезно, что это удобно, или что Бог может дать благословение (может быть то, что мы считаем благословением, благословением для нас как раз не является, и наоборот, для нас благословением является то, от чего мы бежим), а потому что Бог - наш Создатель, и Слово Его истинно. Христос, воплощенная Истина, пришел креститься от Иоанна, потому что так надлежало исполнить всякую правду. Этим Он явил истинное смирение, истинное послушание Воле Божьей, примеру которого нам надлежит следовать. Быть может, кто-то из вас еще не заключил
завет с Богом, и ищет для этого какие-то отговорки. Никаких отговорок
быть не может. Либо мы следуем Воле Божьей, либо нет. Крещение - самый
первый, самый элементарный шаг на пути послушания, это только начатки
учения Христова. Если же мы даже не встаем на этот путь, мы лишаем себя
возможности следовать за Богом, возможности быть водимыми Его Духом.
Писание ясно говорит нам: что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи
твои, призвав имя Господа Иисуса (Деяния 22:16). |
Copyright 2003.