ОГЛАВЛЕНИЕ:

На первую страницу

Гостевая книга

 

СЛЕДОВАТЬ ЗА ХРИСТОМ

Благовестие подобно дипломатической миссии, с которой мы посланы в стан врага для ведения мирных переговоров. Мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом (2 Коринфянам 5:20). Мы провозглашаем Божью мирную инициативу: бунтовщиков, принявших Его условия капитуляции, ждет Божья благодать. И это не только дар вечной жизни в будущем; уже здесь, в этом мире, примирение с Богом избавляет жизнь от суеты и наполняет ее смыслом. Бог открывает примирившимся с Ним Истину, и Истина делает каждого свободным. К свободе мы призваны сами, и к такой же свободе призываем других.

Но стоит человеку принять Христа, мы вручаем ему длинный список и говорим: Теперь ты должен…

1) ежедневно проводить тихое время в молитве. Лучше всего делать это рано утром, когда ничто не мешает. Если у тебя пятеро детей, которых нужно кормить, одевать, собирать кого - в садик, кого - в школу; вставай пораньше. Что с того, что ты лег заполночь? О духовном помышлять следует. Тихое время - это святое. Нужно строго соблюдать приоритеты. В крайнем случае, убегай рано утром куда-нибудь подальше и уединяйся там, где тебе никто не будет мешать: близкие как-нибудь без тебя обойдутся, а ты без Бога - никак.

2) Каждый день нужно читать Библию. Начать можно с одной главы в день, но постепенно необходимо увеличивать дозу, чтобы за год хотя бы один раз перечитывать всю Библию полностью. А Новый Завет - лучше дважды.

3) Нужно составить молитвенный список, куда занести всех неверующих друзей, и каждый день напоминать их имена Господу. Если же у тебя вдруг завязывается разговор с кем-либо из неверующих, воспринимай это не иначе, как предоставленную Богом возможность обличить собеседника в грехе и призвать к покаянию.

4) Ты должен заучить наизусть самые важные стихи из Писания. И чем духовнее ты становишься, тем больше стихов будут для тебя самыми важными.

5) Нужно постоянно отдавать Богу десять процентов всех своих доходов. Зарплатой не ограничивайся. Подарил тебе кто-нибудь что-нибудь - тут же отдели десятую часть Господу. Не останавливайся на достигнутом - прими "теистические обязательства" каждый год увеличивать пожертвования еще на один процент. Нужно же расти в Господе!

6) По воскресениям необходимо посещать богослужение; по понедельникам - собрание Совета церкви; по вторникам - домашнюю группу; по средам - разбор Писания; по четвергам - братское или сестринское общение; по пятницам - репетицию хора; молитвенную группу - по субботам.
И все это - лишь для начала. Добро пожаловать в свободу во Христе!

На словах мы обещаем людям свободу, а на деле навязываем новый закон, возлагаем на их плечи бремена тяжелые и неудобоносимые, еще больше закабаляя их.

Но как же быть иначе? И здравый смысл, и житейский опыт - все подсказывает нам: если мы стремимся к духовному росту, то должны же у этого роста быть хоть какие-нибудь показатели, поддающиеся наблюдению? Такие, чтобы можно было их измерить, посчитать, занести в дневник? И вот, мы начинаем заниматься развитием неких внешних признаков, которые, якобы, свидетельствуют о духовном росте.

В общем-то, духовное развитие обычно приводит к подобным изменениям. Когда человек взрастает во Христе, у него естественным образом появляется желание служить людям и Господу, постоянно пребывать в общении с Ним, изучать Его Слово. Но, скажите на милость: достигаем ли мы роста во Христе, гоняясь за этими показателями? Внешние проявления духовного роста очень легко имитировать, вводя в заблуждение и самих себя, и окружающих.

Это - довольно распространенная ошибка. Из Нового Завета мы знаем о такой религиозной группе, как фарисеи. У фарисеев была благородная цель: изо всех сил они стремились к праведности, и делали для этого все возможное. Но зачастую это, как и в нашем случае, приводило лишь к погоне за внешними показателями, а в результате - к необузданной гордыне, лицемерию и самовосхвалению. Казалось бы, все делается как надо. Откуда же такая проблема? Просто мы смотрим на задачу не с того конца. Мы гоняемся за проявлениями духовного роста, а не за его сутью.

Так, цветущий внешний вид может быть признаком физического здоровья. Но не доводилось ли вам встречать людей, гробящих свое здоровье ради улучшения внешнего вида: чрезмерного похудения, например? Или - наращивания мышечной массы? Однако со временем несвойственный вашему телу внешний налет неизбежно померкнет, что делать тогда с подорванным здоровьем? Горе вам, книжники и фарисеи, - провозглашал Иисус - лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония (От Матфея 23:27-28).

Проблема даже не в том, что человек может стать лицемером из-за нечистых мотивов. У основной массы фарисеев тогда, как и у основной массы христиан сегодня, мотивы были самые похвальные - стремление к праведности. Беда лишь в том, что мы не умеем правильно ставить задачу. Мы ищем ответа на вопрос "что делать?". Но духовный рост - не в том, что ты делаешь, а в том, каков ты? Чей ты? За кем ты следуешь? Дела - лишь следствие этого.

Мы уже как-то говорили о девальвации, которую претерпело за последнее время понятие "любовь". Очевидным индикатором трагического изменения является глагол, чаще всего употребляемый в сочетании с этим словом. Библия учит, что мы должны "достигать любви". В прошлые времена чаще приходилось слышать о стремлении "ощущать любовь", "чувствовать" ее. Последнее же время наиболее употребляемым сочетанием стало "заниматься любовью". Когда утрачено понимание смысла любви, к обозначающему ее слову неизбежно применяется неправильный глагол. Это в равной степени справедливо и по отношению нашей любви к Богу.

Достигаем ли мы любви к Богу, ощущаем ее, или же, всего лишь занимаемся любовью к Богу? Составили сами себе список занятий, назвали их проявлениями любви к Богу, и мечемся между ними туда-сюда, как тараканы по столу. Бог зовет нас: "Подожди, постой, Мне надо что-то сказать тебе". А мы в ответ: "Нет, нет, мне некогда, я занят, я делаю добрые дела ради Бога". Он пытается удержать нас, чтобы мы, наконец, прислушались. Мы же вырываемся: "Стесненные обстоятельства! Я должен превозмочь! Мой главный приоритет - любовь к Богу! Я выполню все, что наметил ради Него!". И Бог отпускает нас бегать дальше, так и не услышавших, чего же, собственно, Он ждет от нас.
Стоит потерять из виду самое главное, и за "любовью к Богу" мы не замедлим почувствовать дыхание ужасов инквизиции; безумие крестовых походов; пламя религиозных войн; мертвецкий холод бессмысленных традиций.

В традициях как таковых ничего плохого нет. В каждой церкви есть свои традиции, иначе и быть не может, поскольку, как говорит Писание, все должно быть благопристойно и чинно (1 Коринфянам 14:40). Но зачастую мы настолько ими обрастаем, что за самими традициями уже не видим того, к чему они изначально предназначались. Средство, при помощи которого можно достигать цели, мы путаем с самой целью. Именно это и произошло с фарисеями: люди от всей души хотели достичь праведности, достичь любви к Богу, но со временем перестали видеть разницу между целью и средствами ее достижения.

Увлечение "поддающимися наблюдению критериями духовного роста" зачастую даже удаляет нас от Бога. Нас начинает распирать гордость за собственные достижения, и это - тот самый момент, когда мы духовно падаем. Мы гордимся так, словно действительно чего-то достигли; но реально сами мы не в состоянии достигнуть чего бы то ни было - лишь Господь может действовать через нас, если мы, смиряясь, позволяем Ему. Заботясь же о внешних проявлениях, мы уподобляемся фарисею, говорившему: "Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю и.т.п...". Далее следует список тех самых "поддающихся наблюдению критериев духовного роста" - того, что он "делает для Бога".
Апостол Павел пишет: благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять (К Ефесянам 2:8-10). Бог действительно предназначил нам исполнять добрые дела. Мы - Его творение, мы созданы Им для этого во Христе Иисусе. Дела - не цель, а результат нашего спасения. Спасение же дается по благодати Господа, через Его Жертву. Оно - не от дел, и нам хвалиться здесь нечем.

Все внешне проявляющиеся "показатели духовного роста" - всего лишь дела. Их очень легко имитировать. Можно развивать их и быть совершенно уверенным, что следуешь за Христом. Но если наши побудительные мотивы неверны, если наши добрые дела исходят не из благодарности или сострадания, а из стремления к "показателям духовного роста", мы, сами того не замечая, следуем отнюдь не за Христом, а совсем за другой персоной. Так следуем ли мы за Христом? По каким признакам можно определить, в правильном ли направлении мы идем? Можем ли мы вообще как-нибудь выяснить это?

Некоторые критерии, конечно же, существуют. Но они не столь внешне заметны, не всегда однозначны и совершенно не поддаются измерению. К примеру, - задумайтесь: что вы испытываете, когда сделали что-то хорошее, а вас не поблагодарили? Или, даже нахамили в ответ? Или несправедливо обидели? Возмущается ли при этом ваш дух? Если это так, то вы, скорее всего, рассчитывали на благодарность, а возможно, только к ней и стремились. Такой ли пример подавал нам Спаситель?

Иисус творил много добрых дел. Что Он получил в благодарность за них? Он знает, о чем говорит, предупреждая: Если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (От Луки 6:33-36).

Или, скажем, ваш ближний творит что-либо непотребное. Что возмущает ваш дух - грех или же сам грешник? Что переполняет вас - презрение или сострадание? Вот, к вам подходит пьяница и клянчит денег на стакан бормотухи. Он хочет забыться. Чувствуете ли вы его безысходность? Он бежит от реальности этого мира. И он прав - жизнь без Бога невыносима и бессмысленна. Он лишь не знает, что существует альтернатива, и потому жизнь для него - тяжкое бремя. Если вас не пронзает боль за погибающих, если, столкнувшись с падшим человеком вы испытываете не сострадание, а возмущение, можете быть абсолютно уверены: не имеет значения, сколько глав Библии вы сегодня прочитали и сколь длительным было у вас тихое время. Потому что вы - слушатель, но не исполнитель Слова Божьего. Здание вашего духовного роста построено на песке.

Следовать за Иисусом - значит, уподобляться Ему. А возмущался ли Иисус, когда Он, например, удалялся в уединенное место помолиться Отцу, а к Нему тут же приходила толпа увлеченных лишь собою учеников, крича наперебой: растолкуй еще раз то, что Ты нам рассказывал, мы так ничего и не поняли. Господь не говорил в ответ: извините, с семи до восьми у Меня тихое время, пойдите все вон; общение с Отцом для Меня приоритетнее всего! Вам все равно этого еще не понять! Он тут же оставлял молитву и начинал сызнова разъяснять ученикам то, что было для них еще непостижимо. Обращенная к тебе просьба ближнего гораздо важнее любых духовных упражнений. Служение нуждающемуся в тебе, когда не ждешь чего-либо взамен (даже - слов благодарности или просто сочувствия), и есть наивысшее духовное упражнение. Наше отношение к Богу проявляется не иначе, как в нашем отношении к ближнему. Если мы можем с легкостью отмахнуться от брата, которого видим, нам гораздо проще отмахнуться от Бога, которого мы не видим.

Иисус не терпел греха. Но возмущали ли Его грешники: проститутки, разбойники, сборщики налогов? Или Он сострадал им, скорбел о них? Уж кто Его действительно возмущал, так это люди верующие - религиозные стяжатели праведности, искатели "наблюдаемых критериев духовности". Те, кто вместо распространения вверенного им Слова Божьего, пытался сколотить на нём духовный авторитет. Эти люди были уверены, что "богоугодными" делами зарабатывают себе состояние на небесах. Святоши возмущали Иисуса до гнева, до страсти, до эмоционального взрыва. Вот, действительно, к кому Иисус не испытывал жалости и сострадания, бросая обвинения им прямо в лицо и обличая их посредством их же собственных слов.

Рассуждая об учении Иисуса, мы зачастую забываем, что, по Его же собственному утверждению, Он не принес никакого нового учения. Он лишь указал на то, зачем, с какой целью были даны постановления Ветхого Завета. Он призывал людей следовать за этой предназначенной целью - единением с Богом, а не обожествлять Закон, бывший лишь средством достижения этой цели. Всякий раз, встретив человека, который видит в Иисусе лишь великого учителя, можете быть уверены: этот человек не понимает, что Иисус пришел на Землю не чтобы учить, а чтобы заплатить за наш грех, вырвать нас из его рабства. Все, что нужно было знать людям, было им сказано до Его прихода. Но знания не могли примирить человека с Богом. Они лишь указывали на Бога и, как тень от Его света, - на человеческий грех. Иисус пришел, чтобы умереть и Своею святой кровью покрыть этот грех.
Посмотрите, что говорит Бог в Ветхом Завете: Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений (Осия 6:6). Все храмовые богослужения, все дела, предписанные народу Израиля Законом, оказывается, Богу не нужны вовсе! Огромная часть Пятикнижия Моисеева в мельчайших подробностях описывает всевозможные богослужебные ритуалы. Но Бог хочет, чтобы люди познавали через это не детали ритуала, а Его Самого.

Другой ветхозаветный пророк, Михей, пишет (6:6-8): С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего - за грех души моей? О, человек! сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь: (1) действовать справедливо, (2) любить дела милосердия и (3) смиренномудренно ходить пред Богом твоим.

Смотрите: всего лишь три требования! И при этом пророк вовсе не говорит, что открывает нам что-то новое: "О, человек! сказано тебе…".

Прежде всего, каждый изначально знает (по крайней мере, добивается этого от других), что действовать нужно справедливо. Справедливо - значит по Правде, в соответствии с абсолютными критериями Истины. Писание говорит: плод правды в мире сеется у тех, которые хранят мир (Иакова 3:18). Плод же правды и состоит, в первую очередь, в том, чтобы действовать по правде, справедливо. Из двух дорог мы должны выбирать не ту, которая нам больше нравится, а ту, которая правильная. Поступать нужно не как лучше, не как легче, не как эффектнее, но как правильно. И нам изначально сказано - как правильно. Мы можем делать что-то эффектное, полезное и красивое, такое, что весь мир нам будет рукоплескать; но при этом - удаляться от Бога. Должны же мы действовать справедливо, в соответствии с правдой.

Второе требование: любить дела милосердия. Очень интересно, пророк не говорит "творить дела милосердия", но - "любить". Как обычно говорят о делах? Делать дела; творить дела; в крайнем случае - шить, а может быть - подшивать. Тут же нас призывают "любить дела милосердия". Ну как не вспомнить слова апостола: И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Коринфянам 13:3)? Если вы только что участвовали в какой-то гуманитарной акции - кормили голодных, одевали нищих, раздавали пайки вдовам, строили убежище сиротам - и, по пути домой, видите обездоленного слепого, который не может перейти дорогу или нищего, у которого нет куска хлеба, и - проходите мимо, то вы хорошо делали дела милосердия. Доделали, выполнили, поставили пометку "сделано", подшили к делу, и с чувством исполненного дела идете домой. Но в вас нет любви к делам милосердия.

И третье. Пророк говорит: смиренномудренно ходите перед Господом. Смиренно и мудро в едином слове! В этом и есть истинная мудрость. В смирении - мудрость, сходящая свыше, которая, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна (Иакова 3:17). Вот - истинная мудрость: не знание Писания наизусть, не наличие богословских степеней, или церковных званий, а смиренное хождение перед Господом.
Действительно, нам дана свобода во Христе. Свобода - драгоценный дар. Но используем мы ее для того, чтобы освобождать других людей, или же, чтобы еще сильнее закабалять их и самих себя? Не отправляемся ли мы освобождать узников греха вовсе не потому, что сострадаем им, а потому что таков наш новый закон, и мы обязаны теперь его исполнять? Не пытаемся ли, как свидетели Иеговы, нести воинскую повинность: каждый день раздать столько-то буклетов, рекрутировать столько-то новых бойцов? Или же мы действительно видим вокруг себя погибающих людей, ради которых умер Иисус? Он давно выкупил их у смерти, люди же ходят, не ведая этого.

В сентябре двухтысячного года на Си-Эн-Эн промелькнуло интересное сообщение. В доме престарелых, глубоко в Сибири, жил человек, было ему около семидесяти лет. И вдруг выяснилось, что умер некий его родственник, бывший миллионером в Швейцарии. И теперь этот человек - наследник огромного состояния. Но живет он в сибирской богадельне и не имеет денег, чтобы выехать хотя бы в райцентр. Он и не знал ничего о своем наследстве, пока добрые люди не разыскали его и не сообщили ему эту благую весть. Даже дали ему денег в долг, чтобы он мог поехать и получить свое состояние. Когда этот человек выезжал из богадельни, его спросили: что вы купите на свои миллионы? И он ответил: новый костюм и целую буханку хлебушка.

Вокруг нас множество людей, подобных этому человеку. Они страдают от духовного голода, не подозревая, что на небесах их уже ждет огромное состояние. Они могут так и умереть, не узнав о нем, если мы не поведаем им Благую Весть о Залоге, который Бог дал людям. Счет на имя каждого уже открыт и депозит внесен. Но как мы можем показать кому-либо путь в этот банк Свободы, если сами все еще являемся рабами закона? Будучи освобождены Христом от рабства греха, мы, не умея распорядиться этой свободой, сами создали себе новый закон.

Вы были призваны к свободе, братья. Смотрите только, чтобы свобода не стала предлогом для потворства плотской природе! Вы же, напротив, с любовью служите друг другу! Потому что весь Закон заключен в одной-единственной фразе: "Люби ближнего своего, как самого себя". А если будете грызть и рвать друг друга на части, смотрите, как бы вам не истребить себя! (К Галатам 5:13-26, перевод "Радостная весть").

Христиане - очень странная армия. Она ведет бой с самым страшным в этом мире противником, но, вместо того, чтобы атаковать врага, бойцы постоянно нападают друг на друга, нанося, порой, серьезные увечья. Это проблема не новая, потому Апостол и пишет: А если будете грызть и рвать друг друга на части, смотрите, как бы вам не истребить себя! Поэтому я говорю вам: живите, как велит Дух, и тогда вы не поддадитесь вожделениям плотской природы. То, чего хочет наша природа, противоположно Духу, а то, чего хочет Дух, противоположно природе. Они постоянно враждуют, чтобы вы не всегда поступали так, как хотели бы. Но если вас направляет Дух, Закон над вами не имеет власти.

Дела плотской природы у всех на виду. Это разврат, грязь, распущенность, идолопоклонство, колдовство, вражда, раздор, ревность, гнев, раздражительность, распри, расколы, зависть, попойки, оргии и тому подобное.

Спустя две тысячи лет, говоря о христианах, уже, как правило, нет нужды упоминать попойки и оргии, но добрая половина этого списка - то, что мы наблюдаем в себе постоянно. Почему? Да потому, что мы исполняем дела своей собственной природы вместо того, чтобы следовать за Иисусом.
Я предупреждал вас раньше и предупреждаю теперь: никто из тех, кто так поступает, не будет иметь наследия в Царстве Бога. Страшные слова! Павел продолжает:
А плоды Духа - любовь, радость, мир, стойкость, доброта, щедрость, верность, кротость, умение владеть собой. Нет такого закона, который бы это осуждал. Те, кто принадлежит Христу Иисусу, распяли на кресте свою плотскую природу вместе с ее страстями и желаниями. И раз мы живем Духом, отдадим себя под начало Духа! Так не будем тщеславны, не будем друг друга раздражать, не будем друг другу завидовать!

Что же это значит - "следовать за Христом"? Давайте спросим Самого Христа! Что Он говорит (От Матфея 5:3-11)?

Блаженны нищие духом (а не гордящиеся показателями своего духовного роста), ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие (а не одиноко стоящие гордые бойцы), ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Не хвалить, не восхищаться наблюдаемыми показателями духовного роста - гнать и злословить, причем неправедно.

Чтобы следовать за Иисусом, нам нужно соответствовать тем стандартам, которые Он указал - мы должны быть доверчивы, как дети. Ведь почти все, сказанное в Заповедях блаженства, характерно для детей: кротость, сердечная чистота, смирение, духовная нищета. Вы видели ребенка, который бы указывал отцу, что тот должен делать? Ребенок может просить, он может даже очень настойчиво просить, но он понимает: отец куда лучше знает, что ему нужно на самом деле. Отец всегда даст то, что нужно. Если же чего-то не дает, значит это и не нужно. Может, еще не время; может, не нужно вовсе.

Фрэнк Бухман, американский проповедник, переехавший в Англию нести служение среди оксфордских студентов, посвятил несколько лет изучению Нагорной проповеди. Он пытался выделить из нее "сухой остаток", стандарт, минимальное количество слов, выражающих основное ее содержание. В результате он на ее основании пришел к четырем основополагающим нравственным принципам, которые назвал "четыре моральных абсолюта": абсолютная честность, абсолютная чистота, абсолютное бескорыстие, абсолютная любовь.

Конечно же, это явное упрощение, учение Иисуса гораздо шире; но, тем не менее, такой подход полезен практически. Хотите знать, следуете ли вы за Иисусом? Возьмите любой свой поступок, любое свое действие, любой свой помысел и поверьте его по этой шкале четырех нравственных абсолютов. Если в нем чего-то недостает (то ли бескорыстия, то ли любви, то ли чистоты или честности), значит, вы не следуете за Иисусом. Если же ваши мотивы вовсе не стыкуются с каким-либо из этих абсолютов, можете быть уверены - вы потворствуете своей плотской природе. Нагорная проповедь - та абсолютная шкала, по которой надлежит поверять состояние своего духа.

Ну хорошо, поверять-то мы его можем, но можем ли мы его как-то измерить? Наш мир упорно требует цифр, требует составления и выполнения планов. Нам нужно уметь ставить измеряемые задачи и отчитываться в их выполнении; выяснять причины, по которым мы не достигли намеченных рубежей, искать пути дальнейшего роста. Существуют ли какие-нибудь измеряемые показатели в духовном росте? Можем ли мы как-то в цифрах выразить - следуем ли мы за Христом?

Я бы предложил такой рецепт. Кому-то он понравится, кому-то - нет. Он - мой, а потому совершенно несовершенный. Заведите маленький блокнотик. Смею заверить - большой не понадобится. Напишите на первой странице 5 чисел: два первых - месяц и год, а три остальные - ответы на следующие вопросы:
- сколько братьев и сестер в церкви могут с уверенностью сказать (не предполагают, не слышали от меня, а наверняка знают из собственного опыта), что я люблю их, как самого себя? Понимаю все их недостатки, но при этом принимаю их такими, какие они есть, и в любой ситуации ищу для них только самого лучшего (ведь именно так я люблю самого себя).
- сколько человек из моего окружения (соседей, членов моей семьи) могут с уверенностью сказать, что я люблю их, как самого себя?
- сколько из моих неверующих могут с уверенностью сказать, что я люблю их, как самого себя?
Если какой-либо из ответов будет отличным от нуля, задайте еще один вопрос: честны ли вы с собой? Через год переверните страницу и ответьте на те же вопросы заново. И тогда вы увидите - действительно ли вы идете по правильному пути, или, как в детской песенке поется, "там, там, глубоко в сердце у меня люблю Иисуса" (там, там, глубоко в сердце у меня люблю ближнего своего; там, там, глубоко в сердце у меня люблю врага своего), а снаружи это никак не проявляется. И вообще - отойдите, не мешайте мне любить Бога. Там, в сердце глубоко.

Но как может человек узнать, что я его люблю?

А знаем ли мы, что Бог любит нас? Откуда мы знаем это? Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего единородного, чтобы каждый верующий в Него, не погиб, а имел жизнь вечную (От Иоанна 3:16). Он Свою любовь явил делом, причем таким делом, что никто не в силах ни усомниться в Его мотивах, ни постигнуть силу этой любви. Те, кто не желает принимать Бога, вынуждены отвергать сам факт жертвы Христовой. Потому что, если признать этот факт, любовь Бога становится настолько очевидной, что от нее уже невозможно отмахнуться, и никакой лжи невозможно очернить ее. Бог любит нас, и Он проявил эту любовь на Кресте. Проявляется ли наша любовь к людям в делах, или остается "там, там, глубоко"?

Согласитесь, наращивать "видимые критерии духовного роста" куда проще. Но если никто не может засвидетельствовать, что я люблю его, как самого себя, значит, я еще очень далек от Бога, и гордиться своими духовными достижениями мне пока еще рано. Сколько же человек из моего окружения, хотя бы членов моей семьи, могут с уверенностью сказать, что я люблю их, как самого себя? Являются мои дела целью моего роста во Христе, или его проявлением?

Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан (От Иоанна 13:1-4).

Насколько резки здесь контрасты! Сперва говорится о суровой правде этого мира: "диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его"; далее - свидетельство реальной власти Иисуса: "Отец все отдал в руки Его". Казалось бы - чего проще? Задачка для первоклассника! Мат в три хода! Представьте: перед вами человек, злоумышляющий против вас самую подлую каверзу, какую только можно (скорее даже - невозможно!) представить; и тут, очень кстати, вам дается вся власть на земле и на небе, какую только можно (скорее даже - невозможно!) представить. Спорим, я угадаю дальнейший ход событий? Уж я-то могу представить себе (скорее - даже представить не могу, фантазии не хватает), как я поступил бы в этой ситуации! Но - не тут-то было: Иисус "влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан".
Меня это просто поражает! Вот, подряд: высшее проявление зла, высшее проявление власти, и - высшее проявление любви, проявление делом! Иисус, предвидя все, обмыл ноги Иуде, который сегодня же предаст Его; Петру, который до рассвета трижды отречется от Него; Фоме, который потом для чистоты эксперимента будет требовать повторного вложения перстов в раны Иисуса. Всем тем, кто сегодня же вечером разбегутся, бросив Его Одного в руках врагов!

Апостол пишет: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Филиппийцам 2:6-8).

Иисус не проявил каких-либо высоких показателей в "поддающихся измерению критериях духовного роста". Он делом явил Свою любовь к людям. Следовать за Христом - значит принимать образ раба. Быть рабом для братьев и сестер в церкви; для соседей и сослуживцев; для родных и знакомых; для проворовавшегося партократа и для зараженного СПИДом извращенца; для украинского националиста и для чеченского террориста, для пожилого исламского имама и для молодого кришнаита - для всех тех, кого возлюбил Иисус. Для каждого.

Вверх

Каталог-рейтинг христианских сайтов МАРАНАФА Каталог Христианских Ресурсов «Светильник» Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ Рейтинг@Mail.ru

 

Copyright 2003.

Hosted by uCoz