ОГЛАВЛЕНИЕ:

На первую страницу

Гостевая книга

 

ВО ЧТО ВЕРЯТ ХРИСТИАНЕ

Доводилось ли Вам когда-нибудь собирать "пазл" - картинку, которую нужно составить из множества мелких кусочков? Это бывает нелегко, особенно, когда мы не знаем, как она выглядела изначально, до того, как ее разрезали на части. Перед нами куча пёстрых деталей. С чего же начинать?

Всякий, кто поднаторел в этом занятии, даст вам совет: в первую очередь нужно складывать края. Крайние кусочки имеют характерный признак - ровную сторону, и их легче найти среди других; а, сформировав края, мы уже будем иметь представление обо всей картинке.

Наша жизнь часто похожа на такой пазл. Попав в любое новое общество, в первую очередь необходимо выяснить "края" те принципы, которые описывают границы допустимого. По ним-то и определяется принадлежность к данной культурной группе. Кто находится в рамках этих принципов - принадлежит ей, и наоборот.

В церкви этот же вопрос стоит несколько иначе: где тот край, где та граница, за пределами которой наша вера, наши слова, наши действия оказываются вне области применения к нам обетованных благословений? На практике наиболее остро этот вопрос обычно ставят по отношению к доктрине - учению церкви.

Проблема сохранения учения Христова в чистом виде встала перед церковью, как только начали появляться первые лжеучения - ереси, грозящие расколом. Чтобы избежать диктата частных мнений, были собраны Вселенские соборы, на которых представители разных поместных церквей соборно обсуждали спорные вопросы, пытаясь выяснить: что действительно согласуется с Писанием, а что нет. Писание было высшим авторитетом, на которое ссылались отцы церкви.

Решения Вселенских соборов формулировались как Кредо - официальные Символы Веры. В наших краях наиболее распространен двенадцатичленный Никео-Цареградский Символ Веры, который является официальным Кредо Православной церкви и известен в народе как молитва "Верую":
Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, света от света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, через которого сотворено все; ради нас, людей, и нашего спасения ради сошедшего с небес и принявшего плоть от Духа Святого и Марии девы, и ставшего человеком, распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного; и воскресшего в третий день по писанию, и восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца, и снова грядущего со славою судить живых и мертвых; Его же царствию не будет конца. И в Духа Святого, Господа и Животворящего, от Отца исходящего, поклоняемого и прославляемого равно с Отцом и Сыном, говорившего в пророках. В единую святую вселенскую и апостольскую Церковь. Исповедуем единое крещение во оставление грехов. Ожидаем воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.

Но даже изначально Символов было несколько (так называемый Апостольский, Афанасьевский, Халкидонский и проч.), а со временем, по мере появления новых лжеучений и необходимости противостоять им, символов становилось все больше и больше. Кроме того, увеличивался и их размер. К догматическим основам "во что мы верим" прибавились практические наставления "как именно мы это делаем". Например, "Лютеранское исповедание" - это уже целая книга.

Символы веры являются полезными ориентирами в повседневной жизни церкви. Но мы вводим самих себя в заблуждение, когда заявляем, что именно они составляют наше вероисповедание. Символ веры - список конкретных решений по конкретным вопросам, с которыми сталкивалась церковь в конкретное время. Будь в то время другие проблемы, список решений стал бы другим. Проблемы меняются из века в век, и мы должны ясно понимать - столкнувшись с какой-либо новой ситуацией, мы сможем найти правильное решение лишь одним путем - рассмотрев, что же говорит в этой связи Писание (собственно, так и создавались сами кредо изначально).

Рассматривая символы веры различных деноминаций, мы чаще всего обнаруживаем лишь разницу в интерпретации ими Писания. Но именно Писание признается высшим авторитетом, на который ссылаются защитники той или иной точки зрения. Это верно даже в тех случаях, когда провозглашаемое учение никакого отношения к Писанию не имеет. Лидеры практически всех псевдохристианских культов, пытаясь придать вес собственным учениям, заявляют: "Писание - наш высший авторитет, и потому все, что мы говорим - правда"…

Итак, церквям постоянно нужно было самоопределяться, их кредо разрастались, и, по мере увеличения деталей и различий, церкви все больше и больше дробились. Но мы должны ясно понимать никакой Символ Веры не в состоянии представить христианское вероучение во всей его полноте. Если он будет меньше, чем Писание, то, стоит столкнуться с новыми проблемами, он уже работать не будет. Мы можем сделать сколь угодно полный список вопросов, волнующих нас сегодня: как должен петь хор; в каких случаях нужно включать или выключать свет; каким транспортом благопристойно добираться до церкви и т.д. Но через несколько лет изобретут новый вид транспорта, появятся новые музыкальные инструменты, электричество вообще отключат. Инструкции, которые мы разработали сегодня, уже не будут работать, и мы опять и опять будем вынуждены обращаться непосредственно к принципам, изложенным в Писании. Если наше кредо будет меньше, чем Писание, оно сможет помогать лишь временно, лишь в какой-то конкретной ситуации, но оно никогда не будет иметь абсолютного и непреходящего авторитета. С другой стороны, если наше кредо будет равно по размеру Писанию, то у нас уже есть само Писание, зачем его дублировать?

С увеличением количества символов веры и дроблением Церкви, Тела Христова, разные его части начали называться разными именами. Теперь, когда встречаешь братьев или сестер из другой церкви, первый вопрос а вы из какой церкви? Как ваша церковь называется? Какой деноминации принадлежит? Но все эти названия человеческие изобретения; сталкиваясь же с таким разнообразием, очень трудно порой бывает разобраться, что же представляет собой собственно Церковь - Тело Христово.

Недавно в одной из харизматических церквей Симферополя православный священник проповедовал на тему "Единство Тела Христова", в которой привел очень наглядный пример. Он рассказывал: "У меня трое детей. Когда я возвращаюсь из дальней поездки, все трое бегут к дверям встречать меня - соскучились. Они все мои дети, все похожи меня, но при этом все трое разные, отличаются друг от друга. И у каждого - свой характер. Один тут же бросается мне на шею, крича: "Папочка, родной мой! Как я тебя люблю! Как я по тебе соскучился!". Второй сразу лезет в сумку: "Папа, ты обещал подарки привезти. Где они?" Третий стоит в сторонке. Он тоже папу ждал, он тоже папу любит, но хочет, чтобы папа сам проявил внимание, показал, что и он для папы не безразличен. Что ж, действительно обещал подарки не отрекаюсь; с другой стороны, я и к тому, что стоит в сторонке, подойду обязательно, я ведь люблю его тоже".
Так и мы, разные церкви, для Бога как разные дети. Одни церкви сразу лезут в сумку - где обещанные дары? Другие стоят в сторонке, ждут, когда Бог Сам начнёт действовать. Третьи церкви пылко выражают свою любовь к Богу. Но все мы дети одного Отца. И чтобы быть братьями, нам вовсе не нужно быть близнецами.

Разделение Церкви не есть воля Божья. Это сатана забивает клинья между членами Тела Христова, разрывая Его на части. И, идя на поводу у лукавого, мы слишком легко воспринимаем поверхностные различия как повод для разделения: эти наши - те не наши; эти с нами - те нет.
Но следует ясно понимать, что истинный раздел между детьми Божьими и теми, кто отходит от Бога, лежит не между церквями, а внутри каждой церкви, внутри каждой конфессии, внутри каждой деноминации. Главный раздел не в том, сидя мы молимся или стоя; без музыки мы поем или у нас есть музыкальные инструменты - принципиальное различие в том, что для нас является наибольшим авторитетом; к чему и к Кому обращаемся за советом, когда нам нужно принять трудное решение. На основании этого различия можно совершенно ясно обнаружить, что существуют три вида христиан и три вида церквей. При этом мы не можем разделить их по деноминациям, потому что практически в каждой деноминации есть все три вида.

Первый вид это, так называемые, традиционные церкви, для которых высшим авторитетом в принятии решений является сама церковь, ее традиции и устои. Руководство такой церковью со временем становится чисто административной функцией; и когда практика церкви, церковная традиция приходит в конфликт с положениями Писания, именно авторитет церкви и ее традиций выходит на первый план. Сразу же возникают три тенденции.

Первая тенденция - это закрепление традиций. Говоришь: "Но этого же нет в Писании!" Отвечают: "Мы так всегда делали. Не хотите ли вы сказать, что мы всегда делали неправильно?"
Типичный пример: когда первые христиане собирались в катакомбах, электричества не было, и каждый приносил с собой свечу или светильник, внося тем самым свой вклад в освещение помещения, где проходили служения. Уже давно в церквях горит электрический свет, а люди до сих пор приносят свечи. Если спросить их: "Зачем вы это делаете?" -Вам ответят: "Мы так всегда делали. Так делали до нас многие поколения верующих, и кто мы, чтобы это отменять?"
- Но этого же нет в Библии!
Зато этому нас учит традиция церкви.

Вторая возникающая тенденция - догматическое обоснование этих традиций. Появляется что-то новое, одновременно остается и старое, давно себя изжившее. Нужно как-то объяснить такое положение дел. Ведь когда церковь освещалась свечами, в них была реальная необходимость, и никому в голову не приходило спрашивать - зачем в церкви свечи? Всем и так ясно без свечей темно. Теперь же в церкви светло, однако и свечи остаются. Нужно как-то объяснить, зачем они нужны. Появляется "теологическое" объяснение. Например, свечи - это символ нашей жертвы, а пламя их символизирует наши молитвы, стремящиеся вверх, то бишь к - Богу. Так возникает новая богословская идея, которой в Библии никогда не было. А цель-то какова? Оправдать ею то, чего нет в Библии, но есть в практике церкви, которая обладает высшим, или, по крайней мере, равным авторитетом. Таким образом возникают даже новые догматы. Например, догмат о Примате Папы Римского: Папа может выносить решения за всю церковь. Или, например, непорочное зачатие Девы Марии: в ряде церквей Мария становится объектом поклонения, и если она стала объектом поклонения, а Писание говорит, что всякий человек грешен, значит, Мария, подобно Иисусу, не должна была наследовать грешной природы. И так далее. Если мы "всегда" так делали, значит, это правильно. Не может быть, чтобы церковь "всегда" поступала неправильно.
И сразу возникает третья проблема невозможность перемен. Слово Божье дано не для какой-то одной культуры, для какого-то определенного времени. Оно - вне культур и времен. Это мы адаптируем его к своей культуре. Но культура-то меняется! Культура изменилась, а привычка осталась. Так, в свое время, заботясь о распространении Слова Божьего, святой Иреней сделал богоугодное дело - перевел Писание на латынь, чтобы все, кто живут в западной Римской империи, могли читать его на простом латинском языке - обиходном языке того времени. Этот перевод получил название Вульгата (т.е. "обиходный", "простонародный"). Церковь пользовалась этим переводом на протяжении столетий. Уже никто нигде в мире не говорил на латыни, но церковь упорно продолжала пользоваться только им. Делать новый перевод - значит что-то менять, ломать традицию. Но церковь "всегда" пользовалась этим текстом, вправе ли мы менять что-либо? Восточная церковь осудила такой подход как "латинскую ересь", и дерзнула использовать иной, славянский текст. И что же в итоге? Зайдите теперь в большинство храмов - там используется древнеславянский язык, который тоже давно никто не понимает! Если "всю жизнь" мы проводили богослужения на церковнославянском языке, как же мы можем менять его на другой?

Аналогичным образом Лютер четыреста лет назад перевел Библию на немецкий язык, чтобы всякий немец мог читать Писание на своем родном наречии. И Лютеранская церковь до сих про пользуется тем же переводом. Извините, за несколько столетий язык изменился настолько, что зачастую уже трудно понять, о чем идет речь! Но традиционалисты продолжают им пользоваться. В этом - проявление неспособности традиционной церкви к переменам.
Итак, первый вид церкви, с которым мы сталкиваемся - это традиционные церкви, где традиция церкви ставится выше, чем авторитет Слова Божьего. В новозаветные времена на таких позициях стояли фарисеи. "Вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого" - обличал их Спаситель (От Марка 7:8).

Второе направление так называемые либеральные церкви. Здесь, если Писание приходит в конфликт с человеческими мнениями (обычно называемыми "здравый смысл"), делается вывод, что поскольку наш рассудок никогда нас не подводит (вот уж наивное утверждение!), то, скорее всего, заблуждается Писание. "Здравый смысл" становится основой всего. Мы забываем, что человек падшее существо, его разум ограничен и не способен понимать всего. Мы же доверяем ему судить, что правильно, а что - нет в Слове Божьем!

В либеральных церквях также возникают три тенденции.
Самое первое, к чему всегда ведет либерализм, это отвержение всего чудесного в Библии. Наверняка, в свое время, вам попадалось огромное количество атеистической литературы, рассказывающей, что в библейских чудесах ничего чудесного не было. Сегодня мы можем прийти в церковь и услышать, как эта же точка зрения уже проповедуется с церковной кафедры. Расхожий пример тому - проповеди о чуде умножения хлебов (когда Иисус накормил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами), в которых вам расскажут, что на самом деле, когда пришло время покушать, у каждого в кармане был "сухой паёк", но никто не решался его доставать, потому что пришлось бы делиться. И тут один мальчик сказал: "Вот, родители дали мне с собой в школу пять хлебов и две рыбы (так на один зубок, перекусить), но поскольку я в школу все равно не пошел - потащился за этой толпой в пустыню, - то я могу поделиться". Иисус подозвал мальчика и сказал: "Смотрите маленький мальчик, а не пожадничал. Какой пример для остальных!". Всем стало стыдно, они достали свою еду (как выяснилось, кроме хлеба и рыбы ни у кого с собой тоже ничего не было), разделили ее друг с другом, и осталось еще много лишнего. Не доводилось слышать такую интерпретацию? Красивая история, может быть, даже поучительная, но какое это имеет отношение к тому, о чем написано в Библии? Абсолютно никакого!

Вспоминается другая история. Сидит мальчик в парке с детской Библией и кричит "Аллилуйя! Слава Богу! Велик Бог Израилев!" Подходит к нему шедший мимо профессор и говорит: "Мальчик, ты что это кричишь глупости всякие посреди бела дня?" Тот восторженно отвечает: "Я только что прочел, как Бог повелел водам расступиться, и народ Израиля прошел через Красное море посуху. Велик Бог! Велика сила Его! Аллилуйя!" Профессор качает головой: "Мальчик, неужели ты не понимаешь, что все это сказки. Ученые уже давно изучили данный вопрос и выяснили, что тут просто ошибка - Моисей пошел не в ту сторону и вместо Красного моря оказался возле небольшого озера на севере Египта. Там всего-то десять сантиметров воды, потому ничего чудесного в переходе через это болото не было". Мальчик подумал, а затем опять как закричит еще громче: "Аллилуйя! Велик Бог!" Профессор опешил: "Что еще такое?". "Бог в десяти сантиметрах воды утопил целую египетскую армию с конями и колесницами! Велик Бог!"

Как только мы пытаемся подменить что-то в Слове Божьем - пусть даже нечто странное для наших ушей, непонятное человеческому рассудку - все наши утверждения тут же приходят в полное противоречие самим себе.

Вторая тенденция либерализма - ограничение силы Божьей. Мы хотим сами решать, что Бог может сделать, чего нет. Впрочем, эта тенденция всегда живет внутри у нас со времен грехопадения. Но Бог это Бог. Он может действовать любым Ему угодным путем. И когда мы пытаемся решать, как Он может действовать, как нет, мы силимся быть больше Бога.

Мог ли Бог, например, сделать так, чтоб Иона прожил три дня внутри рыбы? Помните эту историю? Кит проглотил пророка Иону и доставил к месту назначения, от которого тот пытался убежать. "Но разве человек может прожить внутри кита в течение трех дней?", - спросит либерал, - "Очевидно, этот рассказ - лишь аллегория". Тут можно привести целый ряд контраргументов. Во-первых, Бог способен сделать все, что Ему угодно. Делает же человек железную лодку, в которой можно жить под водой, месяцами не выходя на поверхность! Кто более велик - Бог или человек? Далее, время от времени появляются публикации о том, как крупные животные, в частности собаки, попадали в носовые пазухи кашалота и выживали там несколько дней, кашалот же плыл на мелководье и лежал там, пока не прочихается, и животное оставалось невредимым.

Сообщалось также, что Джеймс Бартли, молодой английский моряк китобойного судна "Star of the East" ("Звезда Востока") исчез в феврале 1891 г. неподалёку от Фолклендских островов во время охоты за 25-метровым кашалотом весом в 80 тонн, когда тот перевернул их шлюпку. Когда охота закончилась, экипаж подтянул тело кита к "Звезде Востока" и до полуночи занимался удалением ворвани. Наутро моряки с помощью подъёмного устройства подняли на палубу желудок кита. М. де Парвиль (M. de Parville), научный редактор журнала "Journal des Debat", исследовавший этот случай, сообщает, что именно в этот момент в животе кита заметили какое-то движение. Брюхо распороли и нашли там … Бартли. Он был без сознания. Его положили на палубу и облили морской водой. Моряк пришел в себя, но его разум не был ясен, и он еще неделю провел в каюте капитана, где вел себя как умалишенный.

Правда это или нет - не знаю. Я знаю одно: что Бог всесилен, а в Библии, в оригинальном еврейском тексте, кит вообще не упоминается. Речь идет о том, что Бог, если перевести буквально, предусмотрел особую (или - великую) рыбу. То есть, была некая особая рыба, специально посланная Богом. Но самым главным для меня доказательством того, что история Ионы правда, является то, что ее считал правдой Иисус (Евангелие от Матфея 13:39-41): "Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы".
Иисус говорит: как было с Ионой, так и произойдет теперь. Если с Ионой это произошло реально, то и предстоящие события реальность. Иисус признавал историю про Иону истинной.

И третья тенденция - подрыв веры. Дело в том, что человеческие мнения постоянно меняются. Мы узнаём все больше и больше, но мы никогда не будем знать всего. Мы вообще не знаем ничего, кроме того, что мы знаем. Стоит узнать чуть-чуть больше, и все, что мы знали до этого, приходится пересматривать. Например, раньше люди верили, что земля плоская, и пытались даже найти этому обоснование в Библии, в словах "Поставил землю на твердых основах, не поколеблется она во веки и веки". О чем, мол, говорится здесь? Конечно же - что земля плоская! Но извините, именно в Библии, в тысячи лет тому назад написанных книгах Ветхого Завета, говорится что Бог восседает над кругом земли, а в самой древней из ее книг - книге Иова, - говорится, что Бог повесил землю ни на чем. Что земля - плоская, это лишь человеческое мнение, и оно не соответствует Библии; но мы так к нему привыкли, что до сих пор в Англии существует Общество плоской земли. Члены этого общества доказывают, что все сведения о шарообразности земли - фальсификация. Почему они так твердо за это держатся? Потому что считают: Библия, Слово Божье, утверждает, что земля плоская, и если мы с этим не согласимся, то мы, значит, подрываем авторитет Библии. На самом же деле мы лишь отстаиваем собственный авторитет: выдвинули свою идею, приписали ее Слову Божьему, и теперь держимся человеческих идей, оказывая Библии "медвежью услугу".

Таким образом, второй тип церквей - либеральные церкви. Именно на таких позициях стояли саддукеи, не желавшие слушать Господа. "Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией" (От Матфея 22:29).

Мы можем видеть, что в любой деноминации - и в православной, и в католической, и протестантской - есть и люди, придерживающиеся либеральных взглядов; есть и те, кто придерживаются традиционных взглядов.

Но среди этих церквей есть и те, кто твердо стоит на библейском основании, и это третий тип церкви. Это собственно христианская церковь. Ее еще называют библейская церковь, евангельская церковь, консервативная церковь, фундаментальная церковь, но так или иначе это та церковь, где высшим авторитетом является Слово Божье. Если мы чего-то не понимаем, если мы что-то не знаем - в этом нет ничего страшного, это вполне нормально. Слово Божье - высший авторитет, мы можем обратиться к нему и посмотреть, как нам поступать в той или иной ситуации.

Мы стремимся, чтобы наша церковь была именно церковью этого типа. У нас нет никаких символов веры кроме Христа. У нас нет никаких священных книг кроме Библии. И у нас нет никакого другого названия, кроме как "христиане", потому что все другие названия, какие бы хорошие они не были, какие бы великие идеи они не несли (баптисты, пятидесятники, лютеране, пресвитериане, православные, и т.д.), все эти названия изобретения человеческие, и они всегда служат разделению.
Мы должны помнить, что верующие всех деноминаций прежде всего христиане, и никакое другое название, кроме как "христиане", не охватывает всего Тела Христова. Господь создал одну Церковь - Свою Церковь. Деноминаций много, но все, исповедующие Иисуса Христом и Господом часть Его Церкви. Равно как и общин много, но все они составляют Его Церковь.

Каковы же тогда края пазла, определяющего, во что верит христианская Церковь вообще, и Симферопольская христианская церковь в частности?

1. Самым первым фундаментальным положением, на котором мы стоим, является то, что Библия - истинное и непогрешимое Слово Божье. Без этого у нас вообще нет никакого фундамента. Конечно, мы можем с полным основанием сказать, что наш фундамент - Христос, воплощенное Слово Божье. Но откуда мы знаем о Христе? Как мы можем сверять свою жизнь со Христом, как мы можем уподобляться Ему, если не будем познавать Его из записанного Слова Божьего Библии? Большинство нехристианских учений признают Иисуса великим учителем, но реально о Христе они не знают ничего. Почему? Потому что не признают авторитет Библии.

Библия является Словом Божьим, и мы читаем об этом во 2-м послании Павла Тимофею 3:16-17: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен. Это утверждение поддерживает и Петр (2 Петра 1:21): Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.
В притче о богаче и Лазаре (Евангелие от Луки 16:17) рассказывается, как богач попал в ад и там, страдая от невыносимой жары, просит Авраама послать бедняка рассказать его братьям о его ужасных мучениях. Мне, мол, уже спасения нет, но пусть он хотя бы их предупредит, чтобы они не попали в это страшное место. Авраам же отвечает Лазарю: У них есть Моисей и пророки, пусть слушают их. ("Моисей и пророки" - так евреи называли Писание.) Тот же возражает: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто из мертвых воскрес - не поверят. Иисус дает нам понять: если люди не признают Библию, то даже если кто-либо воскреснет из мертвых - они и ему не поверят. Так и произошло с Самим Иисусом: восстав из мертвых, Он являлся сотням людей (1 Коринфянам 15:6), и одни из них покаялись, а иные не поверили.

Но обратите внимание: мы утверждаем, что Библия - Слово Божие, не только лишь потому, что в Библии написано, что она - Слово Божие, а мы должны верить Библии, потому что она - Слово Божие. Подобной аргументацией по кругу можно легко уговорить самого себя, но на самом деле она ничего не доказывает. Мы верим, что Библия - Слово Божие потому, что написанное в ней полностью согласуется с тем, что нам известно об этом мире. Когда мы покупаем телевизор, к нему прилагается инструкция изготовителя. Из нее мы узнаем, как устроен телевизор, и как правильно им пользоваться изготовитель знает о своем творении гораздо лучше, чем мы. Если же мы, купив телевизор, открываем инструкцию изготовителя и читаем, что для пользования устройством нужно подсоединить к нему шланг со щеткой, через которую всасывается пыль, собираемая фильтром в бумажный мешок сразу станет ясно, что инструкция - не та.

Библия - это инструкция Изготовителя вселенной. Бог, создавший небо и землю, море и все, что в них - Он дал нам это руководство по эксплуатации, и, читая его, мы действительно убеждаемся, что оно написано для мира, в котором мы живем, и которого Он Создатель. Мы имеем тому множество внешних подтверждений - пророчества, история, наука, этика, - и все они убеждают нас, что Библия - это слово Божие. Кроме того, книга сама говорит о себе, что она слово Божие.
Иисус утверждал, что Он Сын Божий. Само по себе такое утверждение ничего не значит. Мы знаем множество людей, по сей день утверждающих, что они боги. Одни из них сидят в парламенте, другие лежат в психиатрической клинике. Разница в том, что даже враги Иисуса не могли уличить его в лжесвидетельстве или каком-либо ином грехе. Он всегда говорил правду, и при этом утверждал, что Он Сын Божий. Вот это уже заставляет нас задуматься: внешнее свидетельство о том, что Он всегда говорил правду, придает совершенно иной вес Его заявлениям, что Он Сын Божий! Подобным же образом внешние свидетельства истинности Библии дают нам основание верить утверждению самой Библии, что она слово Божье.

Мы верим, что Библия верна от начала и до конца; от самого первого стиха (В начале сотворил Бог небо и землю) до самого последнего (Ей, гряди, Господе Иисусе!). Действительно, сотворение Богом мира из ничего настолько чудесное событие! Не было ни материи, ни пространства, ни времени, ни энергии и вдруг, по Слову Божьему, все появилось! И не менее чудесно, что Иисус, умерший и воскресший в Теле, вернется, чтобы судить весь мир! И мы ждем его - ей, гряди, Господи Иисусе! Если мы признаём эти два чуда, в какие еще чудеса Библии трудно поверить?

2. Бог сотворил весь мир. Это - второе принципиальное положение христианской веры. Согласно Библии, Бог, по Своей благой воле, создал мир за шесть дней. Очень часто можно слышать рассуждения: а что это были за дни? Были ли это дни по 24 часа или какие-то другие? Либеральные богословы оспаривают буквальность рассказа о творении на основании того, что в Библии сказано: у Господа один день как тысяча лет (2 Петра 3:8), а значит, мол, каждый день творения был равен тысяче лет. Однако в том же самом стихе написано, что у Господа тысяча лет как один день. Почему же мы не строим своего богословия на этом? Заметьте, в Писании сказано совершенно ясно: у Господа, не у нас. Бог - вне времени. А какое мы к этому имеем отношение?
Рассказывают, что как-то один человек, обращаясь к Богу в молитве, говорил:
- Боже, правда ли, что для тебя нет разницы одна минута или миллион лет?
- Правда.
- Правда ли, что для тебя нет разницы одна копейка или миллион гривен?
- Правда.
Боже, дай мне одну копейку!
Подожди одну минуту.

Бог всемогущ, и в Его власти было сотворить этот мир Словом Своим за одно мгновение! Он же сотворил его за шесть дней. Почему? Разве Он как-то ограничен в Своей власти? Или у Него не хватило для этого сил? ? Нет, Писание говорит, что это имело вполне конкретный назидательный смысл. В книге Исхода 20:8-11 мы читаем: "Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой - Суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его".

Бог дал нам пример. День, отданный Богу, после шести дней труда не вопрос практического удобства или усталости; это Его заповедь, Его абсолютное требование. Мы должны помнить об этом, и если Сам Бог, который никогда не устает, поступил так, то кто мы, чтобы не следовать этой заповеди и не выделять каждую неделю один день, полностью отдавая его Богу?

3. Третье принципиальное положение состоит в том, что человек особое творение Бога. Писание утверждает, что Бог сотворил человека по образу Своему и подобию Своему, мужчину и женщину сотворил их. Одну сущность человека Бог создал в двух ее проявлениях - мужчина и женщина. Человек это особое Божье творение, он не произошел от каких-то существовавших ранее биологических видов. Сам Иисус говорит (Евангелие от Марка 10:6): "В начале же создания Бог мужчину и женщину сотворил их". Во второй главе книги Бытия рассказывается, как Бог творил человека - тело его было образовано из праха земного, после чего Бог вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Бытие 2:7).

Либеральные богословы предполагают, что под прахом земным подразумеваются низшие животные, из которых человек произошел в процессе эволюции, и от которых мало отличается по своему химическому составу. Но говорит ли нам химический состав что-либо о происхождении? Медуза на 98% состоит из воды, арбуз на 98% состоит из воды и облако на 98% состоит из воды. Так что - медуза, арбуз и облако имеют общего предка и произошли в результате эволюции из одного и того же существа?

К тому же, если под прахом земным понимать низших животных, что тогда значит библейское выражение "прах ты и в прах ты и возвратишься" (Бытие 3:19)? Снова - в животное? Мол, что это у вас по квартире за обезьяна бегает? - А, это наш дедушка умер.
Вы когда-нибудь такое видели? Нет! Но все видели, как человеческое тело буквально превращается в прах земной. Как говорит Слово Божье так и происходит.

4. Но, заговорив о смерти, мы тут же столкнулись с четвертым, очень важным моментом христианского вероучения. Согласно Писанию, Бог сотворил мир совершенным, в нем не было смерти. Смерть - результат грехопадения. По божественной оценке сотворенный мир был хорош весьма. Можете представить себе такое: смерть царит повсюду, животные терзают друг друга, кровь льется потоками уже миллионы лет (согласно теории Дарвина, именно миллионы лет смерти и страданий привели к появлению человека); а Бог успокаивает Адама: "Ничего страшного, Адам, не переживай, все хорошо весьма"?

Первозданное творение было хорошо весьма, но грех разрушил эту гармонию и привел к появлению смерти. Человек захотел жить без Бога, захотел жить по своей собственной несовершенной воле. Но заметьте: любящий Бог проклинает не человека - Он проклинает сотворенный Им же Самим мир. "Проклята земля ради тебя" - говорит Писание. "Ради тебя": для тебя; для твоей пользы; чтобы тебе, несовершенному, было соответствующее несовершенное окружение; чтобы тебе было где жить той жизнью, которую ты сам избрал.

В Послании к Римлянам говорится: "возмездие за грех - смерть" (6:23); "как одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили" (5:12); "Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне" (8:19-22). Все творение Божье совокупно стенает и мучится доныне. Доныне с каких пор? С того момента, когда Бог сказал, что все хорошо весьма? Или со времени грехопадения? Конечно же второе! В конце концов, если рабство смерти не результат греха, а нормальное положение вещей, от чего же тогда нас избавляет жертва Иисуса?

5. Следующее вытекающее отсюда важное положение - все люди поражены грехом. Об этом Писание говорит однозначно: все согрешили и лишены славы Божией (Римлянам 3:23). Каждый человек грешник. Адам принял решение жить по собственной воле, и мы все унаследовали у него эту наклонность. Воля каждого поражена грехом. Даже в малолетнем ребенке живет грех: он всегда требует своего, и, требуя внимания к себе одному, способен даже на обман. Например - делает вид, что у него что-то болит, или что голоден. Это младенческие проявления живущего в нас греха, мелкая наивная ложь. В младенцах она может даже умилять нас, но по мере нашего взросления, взрослеет и наша греховная природа.

Либералы учат, что человек изначально рождается хорошим, а плохое окружение делает его грешным. Интересно, откуда взялось это плохое окружение, если все изначально были хорошими? Библия учит: "Вот я в беззаконии зачат и во грехе родила меня мать моя" (Псалом 50:7). С самого момента моего зачатия во мне уже живут наследственные болезни, одна из которых - пораженная грехом воля. И если у меня нет силы бороться с грехом (а она может быть получена лишь от Того, в Ком нет греха), грех будет жить во мне, пока не убьет меня окончательно.

Мы знаем, что в этом падшем мире всё, оставленное без попечения, разрушается и деградирует, разваливается. Кто давно не делал ремонта в своей квартире, хорошо это знает. Тот, кто регулярно пытается навести порядок на своем рабочем столе, тоже знаком с этим явлением. Все, что оставлено без контроля, само по себе приходит в состояние хаоса и беспорядка. Таково же и наше духовное состояние.

Человек - грешник с самого рождения, и расхожая теория, что ребенок рождается невинным, и его надо скорее покрестить, чтобы он всегда таким и оставался, ошибочна в своем основании. Покажите мне хоть кого-нибудь, кто бы таким способом уберегся от греха. Библия учит, что человек рождается грешным и живет во грехе, до тех пор, пока не обратится к Богу и не примет Иисуса, дающего силу бороться с грехом. Своими силами человек победить грех не может. И когда Писание говорит о спасительной силе крещения, тут же уточняется, какое именно крещение имеется ввиду: "не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести" (1 Петра 3:21). Потому-то мы считаем, что человек заключает завет со Христом лишь тогда, когда принимает крещение по своему собственному осознанному решению жить в доброй совести.

6. Следующий принципиальный момент: Христос - Бог во плоти. Сам Создатель этого мира пришел в этот мир, чтобы заплатить за наш грех.

Кришнаиты расскажут вам, что Иисус - это одно из воплощений Кришны; свидетели Иеговы твердят, что "Он - Единородный Сын Божий, но не Бог" (интересно, что бы это значило?). Но Библия говорит о божественности Христа ясно и однозначно. Все в ней - логично и обосновано, кроме двух моментов, которые мы можем принять только верою: что Сын Божий умер и что Сын Человеческий воскрес. Но даже в этом Бог не требует от нас слепой веры, давая нам свидетельства очевидцев и внешних источников, через которые мы можем убеждаться в достоверности Писания. Как бы ни были логичны наши рассуждения, что умерший воскреснуть во плоти не может, или что Бог не может прийти во плоти Писание говорит иначе. Если к вам протоптали дорожку свидетели Иеговы, которые, по их собственному утверждению, основывают свое учение на Библии, рекомендую вам обсудить с ними следующие места Писания:
К Филиппийцам 2:6. Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
1 Иоанна 5:20. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная.
К Колоссянам 2:9. Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно.
К Римлянам 9:5. Их (израильтян) и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.

7. Следующим принципиальным положением христианской веры является то, что Иисус умер на кресте, заплатив за наши грехи. Его смерть была заместительной жертвой. Возмездие за грех - смерть. Мы должны умереть навеки, но Бог, сотворивший нас, пришел в этот мир для того, чтобы умереть вместо нас, и чтобы мы могли быть с Ним на небесах. Бог пришел к человеку, чтобы человек мог прийти к Богу.

Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились (1 Петра 2:24). Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши - праведник за неправедных (1 Петра 3:18).

Христос принял человеческую природу во всей ее полноте - Он был способен страдать, мучиться, болеть также, как мы, Он мог нести наши бремена. Но, не имея физического отца, Он не унаследовал пораженной грехом воли. Он пришел, чтобы исполнить волю Отца Небесного. Мы видим, как это связано с предыдущими положениями. Если Христос не пришел во плоти, либо если Он не был рожден от Духа Святого и был грешен Его жертва была бессмысленной, она была несовершенной, неспособной оплатить наш грех. Как великий Судья, Бог говорит каждому из нас: Ты грешен, ты должен умереть. Но как любящий Отец, Он говорит: Я умру за тебя - Праведник за неправедных. В этом смысл всей Библии, в этом смысл Благой Вести.

Особенно же наивно вслед за либералами отвергать возможность зачатия без участия физического отца в наши дни, когда ученые в своих лабораториях практикуют клонирование, генную инженерию, и даже так называемый партеногенез (девственное зачатие) позвоночных, при котором плод сам начинает развиваться в материнском организме без какого-либо донорского участия. Неужели Творцу, создавшему этих ученых, не под силу подобное?

8. Следующий принципиальный момент - буквальное телесное воскресение Иисуса. Уже никто не отрицает исторического факта жизни Иисуса. Более того, подавляющее число серьезных исследователей, даже атеистов, признают историческую достоверность пустой гробницы и того, что ученики видели Иисуса после Его смерти и погребения. Им не достает лишь одного шага - признать, что Иисус действительно воскрес.

Выдвигалась версия, что ученики, собравшись, решили: "Иисус умер, но дело Его живет в веках! Иисус жил, Иисус жив, Иисус будет жить! Мы не дадим умереть Его идеям! Мы будем провозглашать их повсюду, направо и налево! Он живет в наших сердцах!". Но у этой версии есть серьезная проблема. Ученики готовы были пойти на смерть за Благую Весть о Воскресении. Возможно ли подобное, если они знали наверняка, что их идея - всего лишь выдумка?

Мы знаем много примеров, когда над провозглашающими ложные идеи нависала угроза, и они тут же отказывались от своих слов: "Нет-нет, мы совсем не это имели ввиду!". Чарльз Колсон, бывший советник президента Никсона, попавший в тюрьму по делу Уолтергейта, рассказывал, что именно это явилось для него главным свидетельством истинности библейского повествования о Воскресении Христа. У Иисуса было двенадцать учеников - совершенно разных по характеру, по социальному положению, по роду занятий. Когда Иисус вознесся, они единодушно пошли проповедовать Его Воскресение, не боясь ни смерти, ни лишений, оставаясь верными Ему до конца. Нас, говорит Колсон, у президента Никсона было тоже двенадцать - сливки Американского общества. Мы заранее договорились, что все будем говорить одно и то же, легенду составили - ни один следователь не подкопается. Но как только возникли серьезные трудности, каждый начал спасать свою собственную шкуру, выгораживая себя и заваливая других.

Писание дает нам достаточное количество свидетельств того, что Иисус воскрес во плоти. Но приходится встречаться и с другой, небиблейской точкой зрения. К примеру, свидетели Иеговы говорят, что Иисус воскрес не совсем - лишь душа Его воскресла; дух Его являлся на спиритических сеансах закрывшимся в комнате апостолам и рассказывал, как жить дальше. Физического воскресения, мол, тогда еще быть не могло, физическое воскресение, мол, еще впереди - воскреснут все, но не все насовсем. Тем не менее Писание говорит конкретно:
От Луки 24:36-48. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги.

Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними. И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему.

Идея иеговистов не нова - ученики сами первым делом подумали, что видят духа. Но либо дух действительно плоти не имеет, и им явился Сам Иисус, либо дух Иисуса солгал им, а это порождает еще большие проблемы. Помните: "Не лжесвидетельствуй" - одна из Десяти Заповедей. И если иудею говорится "Вы - свидетели сему", это налагает на него особую ответственность, ведь лжесвидетельство - нарушение заповеди. Павел пишет:
1 Коринфянам 15:18, 12-14. Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу.

Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.

9. С этим связан следующий принципиальный момент: воскресший Христос скоро вернется и будет воскресение всех умерших, одних в вечную жизнь, других - в вечную погибель. Писание говорит об этом неоднократно.
Кому приходилось последнее время сталкиваться со свидетелями Иеговы, знает - у них появилась новая доктрина о том, что нет никакого вечного наказания. На чем стоит это либеральное богословие? Опять же - на человеческих рассуждениях:
- Бог, мол, такой добрый, как же Он может вечно мучить Свое творение, которое Он так любит? - Поэтому Он его не мучает.
- А что же Он делает? - Сперва всех воскресит, а потом тех, которые плохие, просто, по-доброму, убьет.
- Как же Он их убьет?
- А вот, в Писании сказано: Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его. (Псалтирь 36:10). Так, мол, и будет: идет себе человек, тут - р-р-раз, и нет его!
И все-таки Писание предупреждает нас о вечных мучениях совершенно ясно и серьезно. Для человека, который не хочет быть с Богом, Бог создает ад - особое место, где тот может быть без Бога вечно. Даже в этом проявляется забота Божья:
От Матфея 25:31-34,41,46. Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира...
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его...
И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
Это не человеческое мнение и не традиция церкви. Так говорит Слово Божье.

10. И последнее из наиболее принципиальных положений христианской веры - восстановление творения. Бог создал мир совершенным. Бог создал человека, чтобы он жил в этом совершенном мире. Грех нарушил это совершенство. Но Божий план не разрушить - Господь создаст новый мир, в котором те, кто признает Его господство, будут вечно жить вместе с Ним. Это будет восстановленное творение, и в этом - наше упование.

Если наша цель только здесь, в этой жизни, что будет с ее окончанием? На днях у меня произошла встреча с врачами-педиатрами. Все они- люди с высшим образованием, представители самой гуманной профессии, около ста человек. Их спрашивают: "Ради чего вы живете?" - "Ради будущих поколений" - "А будущие поколения ради чего будут жить?" - "Ради будущих поколений" - "А те будущие поколения?" - и так до бесконечности. Так сколько же мы будем жить ради цели, которой нет сейчас, и которая никогда не наступит? У человека есть конкретное предназначение - вечная радость вместе с Богом. Это - то, что предуготовил нам Создатель; то, ради чего мы созданы; то, к чему все время стремится наша душа. Как сказал великий ученый Блез Паскаль, в сердце каждого человека есть бесконечная пустота в форме Бога и ничем другим, ничем конечным ее не заполнить.
Откровение 21:1-7. И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.

И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.
И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.
Библия - инструкция для нас от нашего Изготовителя. И как только мы чем-то в ней пренебрегаем, пытаясь соединить с ней наши идеи или традиции - вся наша мудрость рассыпается на части.
Взять, к примеру, ту же теорию эволюции. Были попытки соединить Слово Божье с эволюцией, утверждая, что Адам, мол, произошел от обезьяны: в одну из обезьян Бог вдохнул жизнь, и она стала человеком. Тогда получается, что смерть существовала до Адама? Значит, смерть - нормальное явление, инструмент, которым Бог творил мир? Но ведь Библия говорит, что грехом одного человека смерть вошла в мир.

- А это, ответят вам, речь идет о духовной смерти: Адам, ослушавшись Бога, умер духовно.
- Простите, но у меня в Библии сказано, что прожил Адам 930 лет и умер. Тут не написано, что он умер духовно.
- Ну, со временем, он, конечно же, и просто умер, а в тот самый момент он умер духовно.
- Но, извините, тут написано, что как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1 Коринфянам 15:22). Иисус что же - духовно воскрес? И мы тоже духовно воскреснем, а реального воскресения для жизни с Богом не будет? И в новом мире смерти и болезни не будет лишь духовных, а так будем продолжать болеть и умирать. Стоит ли тогда воскресать?

Теория эволюции, хороша она или плоха, - всего лишь теория. Сколько было научных теорий до нее? Сколько будет после? Ее и сейчас-то уже признаёт все меньшее число ученых. Но фанатики, поверившие, что эволюция - тот метод, которым Бог творил мир, по-прежнему продолжают за нее держаться. Потом появятся новые теории, и если мы снова будем привязывать их к Слову Божьему, мы обрекаем Слово Божье на лишь некоторое временное значение. Как только мы пытаемся что-то подменить в Слове Божьем нашим мнением, все начинает рассыпаться на кусочки. Слово Божье - истина, единая и нерушимая. И когда мы забываем, что никакие человеческие традиции, никакие человеческие мнения не способны подменить авторитет Писания, мы всегда обречены блуждать в лабиринте наших человеческих представлений. .

Вот - те основные положения, в которые верят Христиане. Это - края нашего пестрого "пазла". Я не берусь заявлять, что всякий, кто не принимает этих положений, не будет спасен. Это не наше дело - думать, кто спасен, кто нет. Каждый человек сам отвечает за себя перед Господом. Мы - только христиане, мы предпочитаем называть себя только так, не принимая других названий. Но при этом мы не утверждаем, что только мы - христиане, и других нет. Христианин - тот, кто следует за Христом. Даже если он в чем-то заблуждается, что-то понимает неправильно, он - часть Тела Христова. Но того, что нам ясно открыто через Библию, мы должны держаться твердо. Пусть кто-то упрекает нас, что наш подход слишком узкий. Писание говорит, что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (От Матфея 7:14).

Все те, кому Бог, через Иисуса Христа, - Отец, являются для нас братьями и сестрами. Не потому, что они все так же понимают Писание, как мы, и не потому что мы всё понимаем правильно, а потому что у нас с ними общий Отец. Конечно, печально, что чаще всего именно в семье бывают самые большие склоки. Так и между христианами чаще всего ведутся ярые споры. Но мы должны помнить основной принцип, на котором нужно строить наши отношения с любыми другими братьями во Христе:

В ГЛАВНОМ - ЕДИНСТВО; ВО ВТОРОСТЕПЕННОМ - СВОБОДА; ВО ВСЕМ - ЛЮБОВЬ.

То, о чем мы говорили, и есть то главное, в чем у нас должно быть единство. Это те принципиальные вопросы, вне которых мы вообще уходим от Слова Божьего. Частности понимания тех или иных доктрин - это уже детали. Знать о существовании Бога не значит верить. Вера - это когда ты отдаешь всю свою жизнь в Его руки через кровь, через жертву Иисуса Христа. И если кто-либо ходит в церковь лишь потому, что верит, что Бог есть, имейте в виду - этого недостаточно. Если вы, зная, что есть Бог, не заключили с Ним завета, если вы, зная, что есть возможность стать Его сыном или дочерью и получить через Иисуса Христа доступ к Его обетованиям, не сделали этого - торопитесь. Вы просто сами себя лишаете тех благословений, которые Господь уготовил вам еще до сотворения мира. Время лукаво. Времени может уже и не быть вовсе. Не откладывайте!

Каталог-рейтинг христианских сайтов МАРАНАФА Каталог Христианских Ресурсов «Светильник» Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ Рейтинг@Mail.ru

 

 

Copyright 2003.

Hosted by uCoz