Наги Ф. Фахми

ЧТО ГОВОРИТ КОРАН

О БИБЛИИ, ХРИСТИАНСТВЕ

И ХРИСТЕ?

Вопросы и ответы


1. На основании каких стихов (аятов) Корана христиане признаются верующими в Одного Бога в соответствии с требованиями ислама?

Сура Аль Бакара (Корова) 2:62: Поистине, те, которые уверовали, и те, кто обратились в иудейство, и христиане, и сабии, которые уверовали в Аллаха и в последний день и творили благое, им их награда у Господа их, нет над ними страха, и не будут они печальны.

Если верно, что ислам обвиняет христиан в многобожии и что их вера — такая же, как если бы они были идолопоклонниками, тогда почему ислам утверждает, что им (христианам) их награда у Господа их и нет над ними страха перед Богом? Если христиане не верят в единого Бога, почему тогда в этом аяте говорится, что они не будут печальны и что им обещана награда?

Утверждение, что христиане — язычники, является совершенно ошибочным, поскольку ислам всегда вел борьбу против идолопоклонства и идолопоклонников, обещая им мучительные страдания. Следовательно, этот аят доказывает, что ислам проводит различие между христианами и язычниками.

Более того, ислам запрещает мужчинам-мусульманам брак с женщинами-язычницами до тех пор, пока те не примут ислам. Женщины-христианки, напротив, никогда не были запретом для мужчин-мусульман. Им не нужно принимать ислам, вступая в брак с мусульманами. Так что христианки не считаются язычницами или идолопоклонниками.

Сура Аль-Анкабут (Паук) 29:46: И не препирайтесь с обладателями книги, иначе как чем-нибудь лучшим, кроме тех из них, которые несправедливы, и говорите: «Мы уверовали в то, что ниспослано нам и ниспослано вам. И наш Бог и ваш Бог един, и мы ему предаемся».

Это еще один аят, ясно показывающий, что христианство, как религия, очень далеко от политеизма и идолопоклонства.

Сура Аль-Майида (Трапеза) 5:82: ...и ты, конечно, найдешь, что самые близкие по любви к уверовавшим те, которые говорили: «Мы -- христиане!» Это потому, что среди них есть и иереи и монахи, и что они не превозносятся.

Все эти стихи указывают, что христиане невиновны в многобожии и, следовательно, не поклоняются трем богам.

2. Укажите аят в Коране, где говорится, что христиане — любящие, кроткие и сочувствующие люди.

Сура Аль-Имран (Семейство Имрана) 3:113,114: Не одинаковы они, -- среди обладателей писания есть община стойкая: они читают знамения Аллаха в часы ночи, совершая поклонение. Они веруют в Аллаха и последний день, приказывают одобряемое и удерживают от неодобряемого. Они спешат друг перед другом в совершении благого; они -- праведники.”

Сура Аль-Майида (Трапеза) 5:82: ...и ты, конечно, найдешь, что самые близкие по любви к уверовавшим те, которые говорили: «Мы -- христиане!» Это потому, что среди них есть иереи и монахи, и что они не превозносятся.

3. Утверждает ли Коран, что Ветхий Завет ниспослан нам Богом?

Сура Аль-Джафийа (Коленопреклоненная) 45:16: Мы дали сынам Израила (Израиля) книгу, мудрость и пророчество, и даровали им блага, и превознесли их над мирами.

Сура Аль-Майида (Трапеза) 5:47: Мы низвели Тору, в которой руководство и свет; судят по ней пророки, которые предались, тех, кто исповедует иудейство, а раввины и книжники -- сообразно с тем, что им дано на хранение из писания Аллаха, и они -- об этом исповедники. Не бойтесь же людей, а бойтесь Меня! И не покупайте за Мои знамения малую цену! А кто не судит по тому, что низвел Аллах, то это -- неверные.

4. Утверждает ли Коран, что Новый Завет тоже ниспослан Аллахом?

Сура Аль-Майида (Трапеза) 5:50, 5:71: И пусть судят обладатели Евангелия по тому, что низвел в нем Аллах. А кто не судит по тому, что низвел Аллах, те -- распутники. ... О люди писания! Вы ни на чем не держитесь, пока не установите прямо Торы и Евангелия и того, что низведено вам от вашего Господа.

5. Под какими названиями Коран ссылается на Библию?

Коран называет Библию Книга или Писание. Это название появляется более, чем 20 раз в Сурах: Аль-Имран (Семейство Имрана); Аль-Ниса (Женщины); Аль-Майида (Трапеза); Аль-Анаам (Скот); Аль-Аараф (Преграды); Аль-Ахзаб (Сонмы).

Библия также называется словом Аль-Фуркан, что означает Свидетельство в Сурах: Аль-Фуркан (Различение); и Аль-Бакара (Корова).

Коран называет Библию еще и Аль-Зикр — это то же слово, которым называется сам Коран, оно означает Напоминание или Указание (Сура Аль-Анбийа, Пророки).

6. Какие свойства Библии указываются в Коране?

Сура Аль-Майида (Трапеза) 5:47: руководство и свет — о Торе.

Там же, 5:49: руководство, свет и увещание — о Новом Завете.

Суры Худ (Пророк Худ) 11:17 и Аль-Акхаф (Пески) 46:12: руководство и милосердие — о пятикнижии Моисея.

Сура Аль-Мумин (Верующий) 40:54: руководство и напоминание для обладающих умом — о книге сынов Израилевых.

Сура Аль-Кизас (Рассказ) 28:43: наглядные знамения людям, как водительство в пути и милосердие — о пятикнижии Моисея.

В суре 6:154 книга Моисеева упоминается как завершение,.. разъяснение для каждой вещи,.. путеводительство, и как милосердие.

7. Можно ли на основании Корана считать Библию достоверной?

Коран полон свидетельств в пользу подлинности Библии Нижеследующие аяты показывают, что Библия признана достоверной еще до зарождения ислама.

Сура Аль-Имран (Семейство Имрана) 3:3: Ниспослал Он тебе писание в истине, подтверждая истинность того, что ниспослано до него. И ниспослал Он Тору и Евангелие раньше в руководство для людей.”

Сура Аль-Ниса (Женщины) 4:47: О вы, которым даровано писание! Уверуйте в то, что Мы ниспослали для подтверждения истинности того, что с вами...

Эти аяты доказывают, что до появления Ислама Библия была истинна. Коран подтверждает подлинность Библии. В Суре Юнис (Иона) 10:94 говорится: Если же ты в сомнении о том, что мы ниспослали тебе, то спроси тех, которые читают послание до тебя. Пришла к тебе истина от твоего Господа; не будь же из колеблющихся!

В своем комментарии к этому аяту Аль Байдави говорит: “Если ты (Мухаммед) в сомнении о том, что Мы ниспослали тебе” (относительно пророков), “тогда спроси тех, которые читают писание до тебя, поскольку то, что мы ниспослали тебе, подтверждено истинно в их писании”. Другими словами, “отсюда делаем вывод, что можем ссылаться на ранее ниспосланное Писание, поскольку Коран подтверждает его истинность.”

Джалалайн в своих комментариях тоже указывает на достоверность Библии: “Если ты в сомнении о том, что Мы ниспослали тебе, спроси тех, которые читают писание (которое было) до тебя”, т.е. то, что Мы ниспослали тебе, наиболее определенно упоминается в их Писании, и может удостоверить тебя в надежности сведений. Если бы у Мухаммеда были малейшие сомнения о достоверности их (христиан) Писания, разве согласился бы он тогда обращаться за подтверждением к тем, чье Писание считал недостоверным?

Указывается как факт, что читавшие Писание до Мухаммеда (а именно — люди Книги) никогда не совершали чего-либо, и не учили чему-либо, что противоречило бы учению Книги (Библии). Ссылки на людей Писания и утверждения, что “Коран подтверждает все, что включает Писание”,— все это является достаточным доказательством надежности и истинности Писания (Библии). В противном случае Библия никогда бы не цитировалась бы в Коране в качестве подтверждающего свидетельства.

Следующие аяты доказывают, что Коран исключает возможность искажения Библии как до, так и после появления ислама:

Сура Аль-Хиджр 15:9: Ведь Мы-- Мы ниспослали напоминание, и ведь Мы его охраняем (от искажения).

В комментарии Джалайланы на этот аят говорится: “Он охраняет то, что послал от изменений, искажений, добавлений и упущений”, и Коран описывает Тору и Ветхий Завет как напоминание.

Сура Аль-Анбийа (Пророки) 21:7: Спросите же людей напоминания, если вы сами не знаете. 21:48: Мы даровали Мусе (Моисею) и Харуну (Аарону) различение (для суда), и свет, и напоминание для богобоязненных. 21:105: И написали Мы уже в Псалтыри после напоминания (послания, данного Моисею), что землю наследуют рабы мои праведные.

Сура Аль-Кахаф (Пещера) 18:27: нет меняющего Его слова.

Сура Йунус 10:64: нет перемены словам Аллаха.

Сура Аль-Анаам (Скот) 6:34, 115: и нет переменяющего слова Аллаха!”; “Нет изменителя словам Его.

Сура Аль-Фатих (Победа) 48:23: по установлению Аллаха, которое произошло в прошлом: ведь ты никогда не найдешь в установлении Аллаха перемены! Тора и Новый Завет — слово Бога, поэтому невозможно, чтобы произошли какие-либо изменения или искажения со словом того, Кто превознесен. Отсюда можно сделать вывод, что искажение невластно и никогда не было властно над Библией.

Сура Аль-Майида (Трапеза) 5:46,47: Но как они поставят тебя судьей, когда у них Тора, в которой суд Аллаха? Мы низвели Тору, в которой руководство и свет; судят по ней пророки, которые предались, тех, кто исповедует иудейство, а раввины и книжники -- сообразно с тем, что им дано на хранение из писания Аллаха, и они -- об этом исповедники. Не бойтесь же людей, а бойтесь Меня! И не покупайте за мои знамения малую цену! А кто не судит по тому, что низвел Аллах, то это -- неверные.

Тора и Инжиль (Евангелие) — слово Божье, и никакие подмена или искажение слов Превознесенного невозможны.

8. Справедливы ли утверждения об искажении Библии или подмене ее текстов, называемой тахриф?

Некоторые мусульмане утверждают, что Библия была изменена путем удаления одних и прибавления других фрагментов. Они изо всех сил настаивают на этом, хотя ни одного исторического случая такой подмены когда бы то ни было, где бы то ни было, при каких бы то ни было обстоятельствах. Это всего лишь попытка наговора — предъявления обвинения без каких-либо доказательств и фактов. Подмену можно было бы доказать, предъявив настоящий текст и показав расхождение между оригиналом и подделкой. Имеющиеся же у нас тексты идентичны самым древним манускриптам и, тем более, ничем не отличаются от бытовавших во времена Мухаммеда.

Подобная предполагаемая подмена была бы в принципе невозможна, потому что Библия распространилась по всему миру еще задолго до появления ислама на разных языках и наречиях. Если кто-либо и решился бы внести изменения, несоответствие его текстов остальным было бы очевидно. Еще менее вероятно предположить что все христиане всего мира (богобоязненные люди, как утверждает Коран) тайно сговорились одновременно внести изменение в то, что они считают Словом Божьим. Более того, если христиане сами сфабриковали Писание (и, скорее всего, знают об этом), то почему они продолжают верить в него? С другой стороны, если бы христиане верили в то, что сделали сами, они бы были бы идолопоклонниками. Коран же признает их верными, так что эти домыслы безосновательны.

9. Каковы представления мусульман о богодухновенности Писания (в частности — Нового Завета, Инжиль).

Большинство мусульманских комментаторов утверждают, что Бог самолично написал божественные книги, которые затем передал, через вдохновение, своим пророкам и посланникам. В соответствии с этой точкой зрения Бог просто приказал “ручке” писать на “бумаге”, и то, что было написано, затем было слово в слово передано пророкам и посланникам через вдохновение. Бог избрал тех, кому предопределил быть Его посланниками в передаче Святого Писания человечеству. В итоге утверждается, что каждое слово Писания и, даже, каждая его буква были вдохновлены свыше, а само Писание механически передано божьими посланниками всему миру.

10. Каковы представления богодухновенности Писания (в частности — Нового Завета, Инжиль) у христиан?

Вдохновение — это:

1), движущая сила, побуждавшая писавших Библию;

2) просветление их разума знанием;

3) защита от ошибок пишущих и забота о написанном.

    Такое понимание вдохновения соответствует факту, что для Бога нет ничего невозможного, что не противоречит какой-либо из его характеристик. С другой стороны такое понимание вдохновения не лишает человека его свободы воли или индивидуального таланта. Таким образом, утверждая, что Библия (Ветхий и Новый Завет) является Словом Божьим, вдохновлена Богом и ниспослана Им, мы не имеем в виду, что Бог посылал ее стих за стихом, слово за словом, букву за буквой. Мы также не имеем в виду, что авторы писали Библию непосредственно под диктовку Бога или Его ангелов. На самом деле подразумевается, что Бог, желая явить человечеству Свои тайны, побуждает избранного Им автора к написанию, поддерживая его своей благодатью и вдохновляя его выбирать именно те события, обстоятельства, действия и слова, которые по воле Божьей должны быть записаны для блага народа Божьего.

Господь хранил, направлял и удерживал от ошибок тех, через кого была передана и записана Библия. Это относится как к каждому слову, так и ко всему содержанию. Таким образом, автор никогда и ничего не писал отличного от того, на что Бог вдохновлял его; как покорный писец на службе у великого писателя, автор послушен воле Бога.

11. Что такое "отвержение"? Возможно ли, чтобы Святая Книга была ниспослана от Бога, а затем отвергнута Им?

"Отвержение" — понятие о чем-то, что было удалено, отменено, устранено, аннулировано или замещено. Например, по-арабски говорится, что "солнце отвергло тень", и это означает что тень была вытеснена светом солнца. Это же слово в арабском языке употребляют, говоря что обвинения были отвергнуты в ходе судебного разбирательства.

На страницах Божественного Откровения Мы находим два типа сообщений — осведомительные (сообщающие что нужно знать) и побудительные (указывающие что нужно делать). В свою очередь побудительное откровение также бывает двух типов — постоянное и ситуационное.

Отвержение неприменимо к осведомительному откровению, потому что это требовало бы опровержения исторических фактов. Таким же образом отвержение не может касаться постоянной категории побудительного откровения, поскольку это потребовало бы отказа от основных неизменных принципов, например — призыв делать добро и запрет творить зло.

Что касается отвержения ситуационного откровения, оно возможно при определенных условиях времени, места и людей — таковы заповеди выполнить религиозные обряды в конкретных местах, запреты на употребление определенной пищи в определенное время. В этом смысле мы можем говорить о приходе Нового Завета на смену Ветхому: этим не отвергаются фактически происходившие события, равно как и не аннулируются основополагающие принципы. Иисус, например, утверждал: "Я пришел, чтобы не нарушить закон, но исполнить".

Мусульманам стоит обращать особое внимание на достоверность и историческую точность самого Писания, а не мнений о нем или его толкования. Не имеется никаких оснований для утверждения, что Библия отвергается Кораном. Во всяком случае ни Коран, ни Хадисы не дают основания для такого утверждения.

Поговаривают также, что сура Аль-Бакара (Корова) 2:62 (Поистине, те, которые уверовали, и те, кто обратились в иудейство, и христиане, и сабии, которые уверовали в Аллаха и в последний день и творили благое, -- им их награда у Господа их, нет над ними страха, и не будут они печальны) отвергается сурой Аль-Имран (Семейство Имрана) 3:85, в которой говорится: Кто же ищет не ислама (подчинения Богу) как религии, от того не будет принято, и он в последней жизни окажется в числе потерпевших убыток.

Но утверждающие подобное отвергают веру в Единого Всевышнего и Истинного Бога, поскольку Всеведущий и Неизменный Бог не имеет потребности в исправлении ошибок и неточностей через отвержение Собственных слов — Его слова не содержат противоречий.

12. Говорит ли Коран о необходимости читать Тору и Инжиль и верить тому, что в них написано?

Сура Аль-Имран (семейство Имрана) 3:84: Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано Ибрахиму (Аврааму), и Исмаилу, и Исхаку (Исааку), и Йакубу (Иакову), и коленам, и в то, что было даровано Мусе (Моисею), и Исе (Иисусу), и пророкам от Господа их. Мы не различаем между кем-либо из них, и ему мы предаемся.

Сура Аль-Бакара (Корова) 2:4: ...и тех, которые веруют в то, что ниспослано тебе и что ниспослано до тебя, и в последней жизни они убеждены.

Сура Аль-Аанкабут (Паук) 29:46: И не препирайтесь с обладателями книги, иначе как чем-нибудь лучшим, кроме тех из них, которые несправедливы, и говорите: «Мы уверовали в то, что ниспослано нам и ниспослано вам. И наш Бог и ваш Бог един, и мы ему предаемся».

Сура Аль-Анаам (Скот) 6:156: ...чтобы вам не говорить: «Книга ниспослана была только двум народам до нас, и мы действительно были небрежны к ее изучению».

Сура Аль-Бакара (Корова) 2:85: ...Разве вы станете веровать в одну часть писания и не будете веровать в другую? Нет воздаяния тому из вас, кто делает это, кроме позора в жизни ближайшей, а в день Воскресения они будут преданы самому жестокому наказанию! Аллах не небрежет тем, что вы делаете!

Сура Аль-Ниса (Женщины) 4:150-152: Поистине, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников и желают отделить Аллаха от Его посланников, говорят: «Мы веруем в одних и не веруем в других» И хотят найти между этим путь, -- они -- неверующие по истине. И уготовали Мы неверным унизительное наказание! А те, которые уверовали в Аллаха и Его посланников и не различали между кем-либо из них, этим мы даруем их награды: ведь Аллах -- прощающий, милосердный!

Сура Аль-Ниса (Женщины) 4:162: Но твердые в знании из них, и верующие, которые верят в то, что низведено тебе и что низведено до тебя, и выставляющие молитву, и дающие очищение, и верующие в Аллаха и последний день -- этим мы дадим великую награду!

13. В чем заключается понятие Троицы, критикуемое Кораном?

Представление о Троице, против которого выступает Коран, связана с принципами многобожия и идолопоклонства. В суре Аль-Майида (Трапеза) 5:119, говорится: И вот сказал Аллах: «О Иса, сын Марйам! Разве ты сказал людям: "Примите меня и мою мать двумя богами кроме Аллаха?"»

Из этого аята очевидно, что ислам выступает против учения, устанавливающего идолопоклонство через смешение творения и его Творца. В равной степени это — призыв к вере в Единого Бога. Очевиден факт, что христианство не учит идолопоклонству и многобожию, а тому, что существует лишь Один Бог, и нет равного Ему, Его — все существующее и Ему — вся хвала и Он, Всемогущий, властвует надо всем. Таким образом ислам выступает против нехристианского понимания Троицы — учения, никогда не входившего ни в доктрину, ни в символы веры истинного христианства.

Из того, что ислам противостоит этому учению, становится очевидно, что здесь критикуется ересь, распространившаяся во времена зарождения ислама, которая обожествляла Святую Деву Марию. Против этой ереси беспощадно боролся не только ислам, но и само христианство, покуда не ортодоксальное христианское богословие не возобладало. Ислам боролся против этой одиозной с точки зрения Церкви ереси плечом к плечу с христианством, с таким же рвением выступавшего против нее.

14. Против какого представления о Иисусе как Сыне Божьем выступает Ислам?

Отвергая неверное представление о Троице, Коран справедливо критикует и представление об Иисусе как Сыне Божьем в физическом, чисто сексуальном смысле этого слова. Христианская вера тоже категорически отвергает такое отношение к Мессии и нашему славному Господу. Следующие аяты показывают несостоятельность этих грубо материалистических представлений:

Сура Аль-Наса (Женщины) 4:171: ... и не говорите -- три! Удержитесь, это -- лучшее для вас. Поистине, Аллах -- только единый бог. Достохвальнее Он того, чтобы у Него был ребенок. Ему -- то, что в небесах. и то, что на земле. Довольно Аллаха как поручителя!

Сура Аль-Анаам (Скот) 6:101: Создатель внове небес и земли! Как будет у него ребенок, раз не было у него подруги и когда создал Он всякую вещь и о всякой вещи Он сведущ!

Сура Аль-Каф (Пещера) 18:4: ...и чтобы устрашить тех. которые сказали: «Взял Аллах для Себя ребенка».

Сура Майрам (Мария) 19:35: Не подобает Аллаху брать Себе детей, хвала Ему! Когда Он решает какое-нибудь дело, то лишь скажет ему: «Будь!» -- и оно бывает. 19:88: И говорят они: «Взял себе Милосердный сына». 19:90,91: ...они приписали милосердному сына. Не подобает Милосердному брать Себе сына.

Сура Аль-Анбинйаа (Пророки) 21:26: Они сказали: «Взял милосердный для Себя ребенка». Хвала Ему! Да, это -- рабы почтенные.

Сура Аль-Муминум (Верующие) 23:91: Аллах не брал Себе никакого сына, и не было с Ним никакого божества.

Сура Аль-Джин (Джинны) 72:3: И Он -- да превознесено будет достоинство Господа нашего! -- не брал Себе ни подруги, ни ребенка.

Сура Аль-Ихлас (Очищение) 112:3: ...не родил и не был рожден.

15. Каково мнение исламских богословов по отношению к истинной христианской доктрине о Троице?

И исламские ученые, и мусульманские философы рассматривали и изучали христианскую доктрину о триединстве, утверждая, что это не то верование, против которого восстает ислам и которое критикует Коран. В древней копии книги Абу Аль-Хийр Ибн Аль-Тайиба (современника Имама Абу Хамид Аль-Газали) «Основы вероучения» находим следующее: “Действительно, Евангелие своими утверждениями произвело учеников во всех народах, уча их и крестя их во имя Отца, Сына и Духа Святого, что представляется вам (мусульманам) верой в трех богов”. Далее он поясняет: “Вне всякого сомнения основой христианского учения является Евангелие, письма апостола Павла и записи учеников. Эти книги, а также труды христианских богословов, распространившиеся до самых отдаленных частей земли, свидетельствуют о вере в Единого Бога, а имена “Отец, Сын и Дух Святой” описывают различные свойства Его Единой Сущности”.

Аль-Газали, разбирая символ христианской веры в своей книге «Прекрасный ответ», пишет: “Христиане верят, что природа Всевышнего Творца едина по своей сути, но имеет несколько выражений. Его сущность не ограничивается никакими рамками или условиями. Именно это абсолютное существование Бога они называют лицом Отца. Когда Бог рассматривается зависимым в Своем существовании, как, скажем, знание зависит от знающего, тогда это ограниченное существование они именуют лицом Сына и Слова. А если Он рассматривается зависящим от обладания разумным мышлением, это существование, также ограниченное, они называют лицом Святого Духа, потому что природа Создателя — разумна”.

Из этого обсуждения может быть сделан вывод, что божественная природа Едина в своей сущности, даже когда к ней применяются такие понятия, как “лица”.

16. Какой вывод следует из аятов суры Семейство Имрана 3:45 и аята суры Корова 2:87?

Сура Аль-Имран (семейство Имрана) 3:45: Вот сказали ангелы: «О, Марйам (Мария)! Вот, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которого Мессия (Христос) Иса (Иисус), сын Марйам, славном в ближнем и последнем мире и из приближенных (к Аллаху).

Сура Аль-Бакара (Корова) 2:87: Мы дали Мусе (Моисею) Писание и вслед за ним Мы отправили посланников; и Мы даровали Исе, сыну Марйам, ясные знамения и подкрепили его духом святым. Неужели же каждый раз, как к вам приходит посланник с тем, чего ваши души не желают, вы превозноситесь? Одних вы объявили лжецами, других вы убиваете.

Всевышний выступает в этом аяте как Отец, поскольку Мессия называется сыном. В соответствии с этим стихом (“слово от Него, имя которого Христос Иисус, сын Марии”) сын, рожденный матерью, имеет и отношение к Отцу (от Него): или к такому, каковыми являются другие отцы в роде Адама, или же — к вечному сверхъестественному Отцу. В любом случае, сыновство всегда предполагает отцовство. Что запрещает Коран, так это приписывать отношения отца и сына Богу вообще и Христу. Таким образом, и в исламе, и в христианстве невозможно, чтобы Бог и Иисус были отцом и сыном в физическом смысле.

Никакого третьего варианта тут не существует — признание невозможности признания физического отцовства Бога, автоматически доказывает правильность другого представления — о Боге, как вечном сверхъестественном Отце. Другими словами, Иисус Христос имеет Отца, превосходящего всякое понимание, без объяснения — как и почему.

17. Кем является Святой Дух с точки зрения ислама? Существует ли общая точка зрения по этому поводу у комментаторов Корана?

Коран не дает четкого ни как выглядит Дух Святой, ни кем он является, ни что имеется в виду, когда упоминается Дух Святой. Мы сумели обнаружить только одного комментатора Корана, который лишь делает предположения, объясняя понятие “Дух Святой” и расширяя его значение. Этим комментатором является Имам Аль-Байдави. В своем комментарии к суре Аль-Бакара (Корова) 2:87: ...Мы даровали Исе, сыну Майрам, ясные знамения и подкрепили его Духом Святым, он предлагает читателю 4 значения, на выбор: 1) Святой Дух — это архангел Гавриил; 2) это — дух Иисуса; 3) это — Евангелие; 4) это — величайшее из имен, с помощью которого Иисус воскрешал мертвых.

Аль-Табари поддерживает такое толкование, в то же время еще больше все усложняя. Он говорит о понятии “дух” и связывает его с различными интерпретациями собеседников пророков и их детей, указывая на то, что они также были в затруднении относительно понимания того, что это такое. Это затруднение является причиной неясного понимания “Духа” Кораном, замешательства Имамов по этому поводу и противоречивых утверждений в их толкованиях. Вообще, мусульмане придерживаются позиции тех, кто считает что Дух — это великая тайна, которую невозможно ни познать, ни определить.

Кроме того, не будет преувеличением сказать, что и самому Мухаммеду, провозвестнику Ислама эта великая тайна не была ясна полностью. Когда евреи пришли и спросили у него: “Что есть Дух?” и “Как тело ощущает страдание или радость?”, он ответил им: “Дух — это составляющее Бога!”

18. Кем является Святой Дух с точки зрения Библии и Христианства?

Тем, кто знаком со Святым Писанием Божьим (Библией), ясно, что Дух Святой есть Сам Господь, славный в Своем величии. Итак, Дух Святой говорит:

Евреям 3:7-9: Почему, как говорит Дух Святой, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали меня, и видели дела мои сорок лет.

2 Царств 23:2,3: Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня. Сказал Бог Израилев, говорил о мне скала Израилева: владычествующий над людьми будет праведен, владычествуя в страхе Божием.

2 Петра1:21: Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божие человеки, будучи движимы Духом Святым.

Уже из приведенных цитат видно, что “Он” (Дух Святой) — это сущность (лицо) самого Бога. В хрониках (например — в книгах Царств), в Псалтыре (Забур), в книге пророка Исаии и др. это лицо наделяется теми качествами, которые присущи Одному лишь Богу — Всемогущий, Превознесенный, Судья, Обличитель, Учитель, Помощник. Он обладает всей властью, могуществом и силой. Таким образом, вне всякого сомнения, Святой Дух — это Сам Бог.

19. Какие имена и титулы Иисуса упоминаются в Коране?

    Коран, в своих сурах и аятах, наделяет Иисуса титулами, какими не зовется никто другой. Они не могут быть отнесены к другому человек, вне зависимости от того, насколько высокое и уважаемое положение этот человек занимает. Все эти титулы напрямую относятся к личности Бога. Вот некоторые из них:

I. Христос (Мессия). Сура Аль-Имран 3:45: Вот сказали ангелы: «О Майрам! Вот, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которого Мессия Иса, сын Майрам, славном в ближнем и последнем мире и из приближенных. И будет говорить он с людьми в колыбели и взрослым, и будет из праведников».

II. Слово Божье. Сура Аль-Имран (Семейство Имрана) 3:45: Вот сказали ангелы: «О Майрам! Вот, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которого Мессия Иса, сын Майрам, славном в ближнем и последнем мире и из приближенных. И будет говорить он с людьми в колыбели и взрослым, и будет из праведников».

Сура Аль-Наса (Женщины) 4:171: ...Мессия, Иса, сын Майрам, -- только посланник Аллаха и Его слово, которое Он бросил Майрам, и дух Его...

III. Дух Бога. Сура Аль-Наса (Женщины) 4:171: О обладатели писания! Не излишествуйте в вашей религии и не говорите против Аллаха ничего, кроме истины. Ведь Мессия, Иса, сын Майрам, -- только посланник Аллаха и Его слово, которое Он бросил Майрам, и дух Его. Веруйте же в Аллаха и Его посланников, и не говорите -- три! Удержитесь, это -- лучшее для вас. Поистине, Аллах -- только единый Бог. Достохвальнее Он того, чтобы у него был ребенок. Ему -- то, что в небесах, и то, что на земле. Довольно Аллаха как поручителя!

20. Говорит ли Коран о нравственном совершенстве Иисуса, Его сверхъестественных способностях и особом положении?

Коран отводит Христу особое место, особенно в связи с Его совершенством. Известно, что все человечество нравственно несовершенно, все без исключения находятся под властью греха — даже пророки и апостолы. Это видно из аята в суре Мария 19:72: Нет среди вас того, кто бы в нее (геенну) не вошел; для твоего Господа это -- решенное постановление.

В противовес этому Коран признает, что Иисус не совершал беззаконий и чист от греха. То, как славен Иисус в Коране, превозносит его над всеми остальными, утверждая, что Он — единственный из всего человечества чист от греха.

В отличие от апостолов или пророков, не существует ни одного упоминания или свидетельства о том, что Иисус хотя бы раз согрешил, либо совершил какой-то проступок. Коран приписывает Иисусу непогрешимость и совершенство. Читаем об этом в Суре Мария 19:19: Он сказал: «Я только посланник Господа твоего, чтобы даровать тебе мальчика чистого».

То же самое Иисус говорит о себе — Сура Мария 19:31,32: И сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедал мне молитву и милостыню, пока я живу, и благость к моей родительнице, и не сделал меня тираном, несчастным.

21. Повествует ли Коран о каких-либо уникальных способностях Иисуса?

1) Его знание неведомого: в суре Аль-Имран (семейство Имрана), 3:49, Иисус говорит: ...Я сообщу вам, что вы едите и что сохраняете в своих домах. Поистине, в этом -- знамение для вас, если вы верующие!

2) Его способность творить: в суре Аль-Майида (Трапеза) 5:113, Бог говорит Иисусу: И вот научил Я тебя писанию, мудрости, Торе, Евангелию, и вот ты делал из глины подобие птиц с моего дозволения и дул на них, и становились они птицами с моего дозволения. Ты исцелял слепого и прокаженного с моего дозволения...

3) Его способность воскрешать мертвых: в суре Аль-Имран (Семейство Имрана) 3:49, Иисус говорит: ...Я исцелю слепого, прокаженного, и оживлю мертвых с дозволения Аллаха..., также и в Суре Аль-Майида (Трапеза), 5:113 о нем говорится: ...и ты изводил мертвых с Моего дозволения.

22. Но наделяет ли Коран Мессию священными характеристиками, присущими Одному лишь Богу?

1) Мессия — заступник.

Сура Аль-Имран (Семейство Имрана) 3:45: Вот сказали ангелы: «О Майрам! Вот, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которого Мессия, Иса, сын Майрам, славном в ближнем и последнем мире и из приближенных Богу».

Аль Рази так интерпретирует этот аят: “держимый в почестях” в этом мире: как пророка, а также в связи с его приближенностью к Богу Всевышнему, потому что Он послал Его (Иисуса) посредником к людям, и принимает Его заступничество (ходатайство) за них.

Аль Джалалайна говорит об этом аяте: славный и возвышенный в этом мире как пророк, и тем более за свое посредничество и высочайшее положение.

Аль-Замахшари пишет: быть славным в этом мире означает пророческое служение и успех перед людьми, а в дальнейшем означает исполнение Иисусом роли заступника или посредника, в добавление к Его высочайшему положению, занимаемому им в раю.

2) Мессия — судья.

Аль Бухари пишет относительно этого утверждения: Последний час не наступит до тех пор, пока сын Марии не произведет тщательный суд над каждым из вас.

У Аль-Зухруфа мы находим: И Иисус будет знаком пришествия времени суда...

3) Мессия — источник жизни;

Аль Рази так интерпретирует это выражение: “дух, исходящий от Него” (Сура Аль-Ниса 4:171) есть причина жизни, дающая силу созидания (которой обладал Иисус).

А Аль-Байдави говорит по этому поводу: Он (Иисус) назван духом, потому что давал жизнь умершим и сердцам.

4) Мессия — слово Бога;

Сура Аль-Ниса (Женщины) 4:171: Мессия, Иса, сын Марйам, ... посланник Аллаха и Его слово, которое Он бросил Марйам, и дух Его.

Слово Бога (или — мысль, разум Бога) — проявление Самого Бога или же самостоятельная, независимая от Него сущность?

5) Мессия свят.

В суре Марйам (Мария) 19:19, ангел говорит: Я только посланник Господа твоего, чтобы даровать тебе мальчика чистого (т.е. святого).

Но кто свят кроме Одного лишь Бога?

23. Что же означают священные характеристики которыми наделяет Мессию Коран?

Коран утверждает божественность Иисуса:
Hosted by uCoz